Московские дороги забиты машинами большую часть дня, а большую часть ночи машинами забиты московские дворы. Увы, проблема парковок, несмотря на все усилия городских властей, как декларируемые, так и уже реализованные, далека от решения. Трудно приходится не только покупателям жилья, но и арендаторам. Последним, пожалуй, даже труднее: подобрать себе съемную квартиру, «оснащенную» парковочным местом, довольно сложно.

Если такие предложения и встречаются на рынке, относятся они, как правило, к верхнему ценовому сегменту. По словам Георгия Дзагурова, генерального директора Penny Lane Realty, подавляющее большинство арендаторов жилья элитного и бизнес-класса считают наличие парковки обязательным условием при найме, отдавая предпочтение подземным охраняемым паркингам.

«Среди предложений нашей компании 38% квартир предлагаются с машино-местом на открытой стоянке, 32% с подземным паркингом и 4% с местом в отдельном гараже. Соответственно, четверть квартир от общего объема предложений наличием парковки похвастаться не могут», — делится цифрами Георгий Дзагуров. При этом, по словам эксперта, отсутствие гарантированного места для парковки вполне может оказаться причиной срыва сделки по аренде жилья.

«Если мы говорим о жилье бизнес-класса, то наличие парковочного места является уже само собой разумеющимся фактом, это один из атрибутов такого уровня жилья, наравне с качественным ремонтом, дорогой бытовой техникой, наличием кондиционера и т. п.», — рассказывает Мария Жукова, первый заместитель директора компании «Миэль-Аренда».

По данным управления аренды квартир компании «Инком-Недвижимость», квартиры, сдающиеся вместе с парковочными местами, чаще всего располагаются в новых жилых комплексах, где паркинг изначально заложен в проекте. При этом в ряде случаев будущий жилец может сам выбирать, нужен ли ему паркинг или нет. То есть стоимость аренды машино-места практически никогда не включена в цену аренды квартиры. В целом, по данным «Инком-Недвижимость», аренда квартиры и машино-места обойдется нанимателю минимум в 60-65 тыс. руб., то есть стоимость найма выходит выше на 10-15% по сравнению с жильем, сдающимся без паркинга. По данным Penny Lane Realty, наличие парковочного места повышает ежемесячную ставку примерно на $300-500.

Цифра выглядит впечатляюще: это примерно половина месячной арендной ставки 1-2-комнатной московской квартиры в эконом-сегменте. Пугаться сразу не стоит: в демократичном сегменте наличие парковочного места такой прибавки в абсолютных цифрах к месячной арендной ставке не дает. «Для арендаторов жилья экономкласса эта опция является дополнительной и желательной, но запросов типа только "квартира + гараж" встречается не много. Какую-то статистику по данному вопросу мы не ведем, могу предположить, что доля таких запросов в сегменте эконом составляет порядка 1%, — рассказывает Мария Жукова. — Предложения такого характера встречаются, но стоимость парковочного места на стоянке или гараж никогда не включается в арендную плату за квартиру. Это звучит примерно так: сдаю однокомнатную квартиру за 30 тыс. руб./мес. + гараж-ракушку за 5 тыс. руб./мес.».

Впрочем, встречаются и предложения, когда квартира сдается только вместе с машино-местом (например, «однушка» в Люблино в хорошем состоянии сдается за 25 тыс. в месяц, в цену входит гараж).

Арендовать гараж отдельно от квартиры тоже можно. Разброс цен впечатляет: от 1500 руб. за парковочное место под открытым небом до 10-15 тыс. в месяц за машино-место в подземном паркинге крупного ЖК. Места в организованных гаражных комплексах сдаются, по данным базы WinNER, в среднем по 5 тыс. руб. в месяц.

Размещение автомобиля на коммерческой автостоянке будет стоить около 150 руб. в сутки (речь идет об отдаленных от центра районах; в пределах Садового в те же деньги, скорее всего, обойдется час парковки).

«Стоимость аренды гаража — отдельная услуга со сложившимся уровнем цен, в зависимости от самого объекта, его удаленности от дома, дополнительных обязательных платежей и т. п. Арендатор всегда может выбрать: либо воспользоваться предложением собственника квартиры либо бесплатно парковать машину во дворе дома, например».

И надо сказать, что большинство автовладельцев останавливаются именно на последнем варианте, перегораживая тротуары, мешая проезду скорых и проходу жителей. При этом, несмотря на очевидный вроде бы дефицит парковочных мест, в среднем по городу парковки заполнены менее чем наполовину.