Не обманет ли агент? В какой степени я могу ему доверять? Эти вопросы часто беспокоят человека, решающего свой жилищный вопрос. Речь не об обмане, как о преступлении, когда клиент остается и без денег и без квартиры – отнюдь.

Совсем другой, более «мягкий» случай: как реагировать, если через некоторое время после начала продажи агент заявит о необходимости снизить цену скажем, на 100 тысяч рублей – иначе квартира не продастся?

Цена аукциона – гораздо более естественный способ получить лучшую цену за квартиру, при этом весь процесс прозрачен для всех его участников.

В декабре в Петербурге был проведен первый Петербургский жилищный аукцион (ПЖА). Мы побеседовали с его организаторами, риэлторами и потенциальными клиентами. Краткое изложение услышанных идей – перед вами.

***

«Продать квартиру быстро, определив ее цену с помощью простых математических действий и одного номера «Бюллетеня Недвижимости» – почти утопия. Снижая цену сразу существенно ниже «цен предложения» – есть риск продешевить. Постепенное снижение цены – более разумный вариант. Но надо учитывать, что изменять цену имеет смысл, только отследив реакцию рынка. А это занимает минимум две недели. Плюс неделя, которая уйдет на изменение цены в рекламе. Так что, если снижать на 1% за шаг, придется потратить 15 недель, чтобы дойти до цены «минус 5%», – но и она не гарантирует продажу. А ведь часто бывает, что деньги нужны достаточно быстро – аукцион способен и это обеспечить»

***

«Главное, что смущает потенциальных клиентов – будет ли торг за их квартиру? То есть, не остановится ли цена на стартовой? Вот тут и необходимо осознать принцип выбора стартовой цены. Когда она снижена до минимально приемлемого для продавца уровня и оказывается на 8-10% ниже средних цен предложения – она становится интересной для покупателей. Теперь они могут побороться за квартиру, поднимая цену в процессе аукциона.

А что происходит, пока идет подготовка торгов? Не упускаем ли мы покупателя, который готов купить квартиру сейчас? Чтобы снять это сомнение, организаторы ПЖА решили, рекламируя объект, выставлять две цены: первую – стартовую аукционную, вторую – более высокую (цену продажи «Сейчас») – для тех, кто желает провести сделку ДО начала аукциона. Если объект вызовет интерес сразу – он будет продан без торгов».

***

«Важное и понятное ограничение: аукцион предполагает только прямую продажу квартиры (или другого объекта). Победивший покупатель естественным образом рассчитывает на простое оформление, не связанное ни с какими обременениями».

***

Мнение риэлторов на форуме БН: «…еще аукцион интересен и для нетиповых объектов, то есть тех предложений, понять рыночную цену который трудно…» Оригинальность объекта наряду с хорошей стартовой ценой – отличная заявка на аукционную привлекательность.

***

«Что продавец вправе ожидать от участия в аукционе – хорошую рекламную кампанию своего объекта! Она (кампания) непременное условие, поскольку необходимо проинформировать максимально количество покупателей. И одних рекламных строчек тут недостаточно. Лот должен быть представлен тщательно и масштабно, и ПЖА эту задачу берет на себя».

***

Итак: понимание, что процесс продажи не должен быть вечным и готовность продать за сегодняшнюю рыночную цену – это факторы, которые являются причиной обращения к аукциону. И главное. Этого текста, разумеется, недостаточно для принятия решения. Стоит подумать, посоветоваться и обсудить.

Ваши вопросы организаторам ПЖА можно будет задать 10 февраля на выставке-семинаре «Жилищный проект», который будет проходить в театре «Балтийский дом» (ст. метро «Горьковская», Александровский парк, 4). В 18.00 здесь состоится семинар «Петербургский жилищный аукцион: взаимодействие с частными лицами и профессионалами рынка».