Названием статьи обозначено новое направление в нашем цикле статей. Поразмышляем над очень непростым и многоплановым аспектом влияния АСУЗ (автоматизированных систем управления зданием) на энергоэффективность. Несмотря на то, что сейчас будут рассмотрены достаточно общие вопросы, тем не менее, они должны помочь руководителям и принимающим решения правильно ставить и проверять выполнение конкретной задачи на исполнение АСУЗ конкретного объекта. А это поверьте, наверное, самое важное на данном этапе развития рынка автоматизации зданий.

То, что вопросы эффективности экономики сверхактуальны для нашей страны доказывать не надо. Мы существенно отстали от развитых стран Европы и в области производства и самое главное в ЖКХ. Рассчитывать, что быстро удастся ликвидировать это отставание, значит по-прежнему верить в сказки. Неужели за последний век мы ничему не научились? В действительности требуется разработать и выполнять программу и начинать следует с самого верха. Вот и рассмотрим такую из нескольких основных пунктов.

Слава Богу, на лицо воля политического руководства страны. Президент РФ Д. Медведев называет приоритетной задачу повышения энергоэффективности и модернизации энергетической системы страны. В этом году рассматриваемая тема также будет очень популярна, модна и востребована СМИ. Разумеется, рынок автоматизация зданий в связи с этим тоже не будет забыт, вот только жаль, что представления журналистов о нем и публикуемые ими материалы оставляют желать лучшего. Да и Федеральный Закон No261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23 ноября 2009 года совсем не блещет упоминанием в части АСУЗ.

Тем не менее, Законом предусматривается в частности установка в зданиях приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии и электрической энергии. С 1 января грядет очередное увеличение коммунальных тарифов, например, в Москве это более 26%. Но это только первый шаг, который предполагает стимулирование энергосбережения. Государственная политика последовательно должна быть закреплена подзаконными актами, продолжена приказами, распоряжениями и новыми документами, в том числе для расчетов с населением. А пока Законодатель и подзаконный бюрократ не сделают этот второй шаг, простым пользователям установка счетчиков будет приносить только головную боль, а не экономию денег. Пример, так называемый "умный" дом в Жулебино. Об этом много писали СМИ в сентябре-октябре, что отмечено также в 50 номере рассылки "Автоматизация зданий для всех". И это первые два пункта, или пока два небольших Миража.

Следующая проблема-неясность уже больше техническая. Какие протоколы и интерфейсы планируется использовать в нашей стране, например, для связи счетчиков в доме для систем ЖКХ? А для связи систем отдельных домов в приделах одного района? Пока никаких технических регламентов и даже ГОСТов по этому направлению нет. И когда они будут созданы тоже точно не известно. Представляете какой "зоопарк" может получиться на просторах нашей огромной страны за несколько лет при таком раскладе? А ведь установка приборов учета энергоресурсов это начало автоматизации здания. Какой протокол будут использовать домашние счетчики, такой может быть целесообразен и во всей квартире, а значит и во всем доме. Если протоколы будут разными, то, по крайней мере, задача диспетчеризации квартир и домов существенно усложняется технически и становится более затратной. Разумеется, диспетчеризация и полная автоматизация квартир и домов ЖКХ задача не первой необходимости, но задумываться над ней требуется уже сейчас. Поэтому жаль, что в Федеральном законе даже не упомянуты открытые и стандартные протоколы (KNX, LonWorks и BACnet), как наиболее предпочтительные для использования в системах домашних приборов учета. И тут мы колоссально отстаем, например, от европейских стран, которые уже определили свой выбор. И это третий пункт программы или только 3-й Мираж.

Следующий момент, почему-то наиболее интересующий наших пользователей - выбор контроллеров для систем автоматики. Подавляющее большинство считают самой важной задачей выбор из брендов, но как они заблуждаются в этом. Наверное, много читают? Или не то? Доколе мы будем "прожевывать" плохие переводы импортных статей, где говорится, что контроллеры Х дают 25% экономии тепла? Ведь и неспециалистам понятно, что из подобных "маркетинговых материалов" вовсе не следует, что контроллеры другого производителя Y дадут только 20% экономии, и, следовательно, нельзя сделать вывод, что использование оборудования X на 5% энергоэффективнее оборудования Y. Где же в автоматизации зданий сравнительный анализ, аналитический подход и т.д. - все то, чем славилась наша прикладная наука и литература еще совсем недавно? Конкуренция производителей эти данные съела или не дала им "вылупиться"? Неужели наши пользователи способны сделать подобную оценку хотя бы применительно к своему объекту самостоятельно? Конечно, не могут. В рамках страны тем более. Поэтому, хотелось бы, чтобы государство понимало, что для подобной независимой оценки даже для типовых зданий, строений и сооружений потребуются средства и время. А пока такого классификатора нет, ситуация на рынке будет сильно напоминать известные всем Басни про "Квартет" музыкантов и дружную "троицу" с возом - "Лебедя, Щуку и Рака". Причем чем дальше в "лес", тем больше будут страдать уже не только частные заказчики, но и государственные учреждения. Следовало бы законодательно запретить использовать в государственных зданиях, строениях и сооружениях системы автоматизации и оборудование, которое не поддерживает открытые стандартные технологии, например KNX, LonWorks и BACnet. Исключение для других систем сделать, только в том случае если в результате государственной технической экспертизы будет доказано, что проприетарные технологии обеспечивают на данном объекте значительно более высокую энергоэффективность. Замечу, что основное оборудование открытых технологических платформ, как правило, взаимозаменяемо. Т.е. пользователь не " попадает на крючок" только к одному производителю (дистрибьютору или Интегратору), а имеет возможность выбирать самое лучшее и подходящее из совместимого оборудования, ПО и специалистов на рынке. Возможное корпоративное или ведомственное решение вопроса о применимости проприетарных технологий в сфере автоматизации зданий с его последующим "изложением" в виде регламентирующих документов, стандартов и правил "пахнет" монополией и дополнительными затратами для пользователей. Даже если в начале " разрешить" только дешевые отечественные контроллеры в области ЖКХ, то надо отчетливо понимать дальнейшую комплексную ответственность перед всеми нашими пользователями и жителями домов. Но хороших популярных материалов на эту тему нет и поэтому посоветовать почитать законодателям нечего. 4-ый пункт программы или полный Мираж.

Но не надо думать, что все совсем так уж печально. Это не так. Системы АСУЗ самого разного назначения создаются и сейчас. Количество реализованных проектов за год весьма прилично. Необходимого оборудования и Интеграторов тоже хватает. А вот рынка ЖКХ нет. Высокая стоимость систем и их обслуживания для наших хозяйств пока не подходят, значит, опять только государство может предложить нормальный законодательный выход из "тупика" ЖКХ, например, с программой субсидирования, взаимозачетов и т.п. Система погашения процентов по займам должна быть лучше отработана и прозрачна. Конечно, можно просто подождать, пусть сами жители хотя бы элитных домов раскошеливаются на подобные системы. Но неужели не всем понятно, что до тех пор, пока что-то не становится у нас обязательным и платным, все предпочитают на этом "экономить". А ведь пока законодатель даже не определил степень энергоэффективности эданий даже для элит-класса, не упомянул про необходимость применять современные системы АСУЗ, т.е. не сделал самое простое и очевидное, то какой с него может быть спрос в области эконом-ЖКХ?

Рассчитывать на очередную революцию (техническую) снизу в России уже не приходиться, времена гениальных отечественных ученых мирового масштаба способных предложить инновационные изобретения, к сожалению, уже прошли, а выживать наши здания обязаны. Нельзя оставить самую огромную в мире страну, с самыми ужасными по климатическим условиям территориями без стратегии комплексного развития автоматизированных систем зданий, строений и сооружений. Мы рано или поздно научимся у европейцев возводить дома с нормальными стенами, не пропускающими тепло. Сдавать все дома с нормальными окнами. Не использовать для освещения дома лампы накаливания большой мощности. Но проекты АСУЗ - это наша родная тема. Пусть оборудование в основном будет ввозиться из-за границы, такое уже было в годы первых пятилеток СССР, например с подшипниками. Но "трактора" всегда должны быть наши и учиться "их водить" надо самим и в государственном масштабе. Не убедил, пример привести из наших дней? Пожалуйста: авария на Саяно-Шушенской ГЭС не в последнюю очередь связана с системами автоматики и отношением ответственных руководителей станции к вопросам, связанным с ними. Это пятый пункт программы, а не Мираж.

И теперь основная проблема - техническое обслуживание подобных сложных систем. К сожалению, почти никто об этом не думает сегодня. Забыли, что "Кадры решают все" в нашей стране? А ведь они не вырастают как "грибы". Инновационные и энергоэффективные инженерные системы зданий закономерно будут значительно более сложными, чем существующие. Вузы просто не успеют подготовить столько специалистов, да и требуемые специальности есть сейчас только в трех. Тоже очередной раз описал проблему в 7 номере рассылки "Автоматизация зданий для Дилетантов" аккурат к началу нового учебного года в сентябре. Два человека откликнулись, следовательно, поняли и согласились с проблемой. Уже хорошо, на двух д... (Дилетантов) стало меньше. Проблем-то в стране всего две, начнем с одной - вторая сама решиться. Это шестой пункт программы. Нет, я не наивен. Я "дятел" и не один. Про Клуб "АСУЗ" пока не слышали? А ведь уже есть неплохое исследование оборота рынка автоматизации зданий за 2008 год. Поддержано Клубом, апробировано докладами на двух выставках, а вот в СМИ для широкого ознакомления никак не попадет. "Диверсия" или полная профанация темы экспертами этих СМИ, может иное? Как бы то ни было, вода камень точит. Мы пскопские, мы прорвемся. Ведь в правде сила. А читают и слушают нас уже все больше и больше специалистов и пользователей. Скоро будет 1000 "штыков", первый "полк". А между прочим, писать, заказывать темы и принимать активное участие в оценке материалов трех рассылок и интернет-газеты могут все компании и специалисты. Бесплатно. Пока. Это точно - не Мираж.

И последние два замечания. Первое. Уважаемые законодатели! Сходите, пожалуйста, в любой электромагазин и убедитесь, что так называемые энергосберегающие лампочки даже жутко "китайского" производства стоят дороже самых крутых европейских ламп накаливания. Т.е. чтобы отказаться от ламп накаливания и купить другие, придется платить денег примерно раз в 5 больше! Пуркуа па? Кто только будет инвестировать? Ну не государство же. Или выкрутим пять ламп ЖКХ, а вкрутим только одну? Одна будет светить вместо пяти! (Даже Ленин до этого не додумывался). Только эффективности при таком раскладе - ноль. Для этого надо шесть ламп выкручивать. Если это возможно в действительности, то проблем нет. Наше ЖКХ тогда - истинное "золотое дно". И к нему действительно нельзя подпускать иностранных производителей - могут "утонуть". А если сделать исключение, то только для своих, уже проверенных. Чтобы никого не обидеть, не называю тех, кто уже в первых рядах и даже договорился комплексно. С регионами, например. С лампами накаливания все просто. Не вижу в этом ничего плохого. Может и получиться. Но надо понимать, что с автоматизацией зданий несколько сложнее. "Выкрутить" из АСУЗ просто так нельзя. Сначала потребуются вложения и только потом они смогут дать экономию, или не дать вовсе, если в задачу автоматизации не записали требования по экономии и энергоэффективности, например, хотя бы в частное Техническое Задание. Вот так. Сколько раз ни говори "Интеллектуальное здание" или "умный" дом - в кармане инвестора (девелопера, застройщика и главное пользователей) от этого лучше не станет.

И последнее замечание, совсем короткое (половинка Миража). Чрезвычайно наивными выглядят рассуждения высших руководителей в изложении СМИ, что в нашем ЖКХ стране необходимы "умные" дома. Нам нужны здания с энергоэффективными АСУ: ведь просто клише "умный" совсем не означает эффективный, и тем более дешевый. Начальники пока еще путаются в определениях, а время уже требует начинать исполнение Федерального закона.

Вот такие Миражи...