Кто сталкивался с этой проблемой, тот уже ничему не удивится. Кому еще предстоит столкнуться – не завидую и выражаю свои соболезнования. А если без иронии, то ради интереса давайте сравним систему ремонта электроники во времена СССР и систему ремонтного сервиса сейчас.

Прежде все электронные изделия, сходившие с линии сборки, обязательно комплектовались подробными схемами: принципиальной, монтажной и электрической. Без этих документов торговля не вправе была принимать товар на реализацию. Сейчас ничего этого нет. Вся документация – паспорт на изделие (сжато описывается принцип работы), схема с пиктограммами (на какие кнопки и в какой последовательности нажимать) и список наиболее крупных сервисов по ремонту (где вашего региона может и не быть).

Принципиальная, монтажная и электрическая схемы позволяли в любой провинциальной мастерской определить ту деталь, которая вышла из строя, заменить ее точно такой же годной или подобрать близкий по параметрам аналог. Стоимость такого ремонта была – копейки или же считанные рубли. При этом вы получали на руки негодную деталь и могли по прейскуранту на ремонт (обязательно на видном месте находился в каждой мастерской) убедиться в том, что с вас не взяли лишнего. В противном случае могли потребовать «Книгу жалоб и предложений» и написать свой отзыв. Рассмотреть его по существу дирекция мастерской должна была в недельный срок и – либо признать правоту клиента (устранив причину жалобы за свой счет), либо аргументированно отказать в претензии (с правом клиента жаловаться в вышестоящую организацию).

Так было. Что имеем сейчас?

В продаже нынче практически лишь импортные электронные изделия. Все они не комплектуются принципиальной, монтажной и электрической схемами. Видимо, подразумевается, что покупателю они не нужны. Чем это оборачивается? А вот чем.

При любой поломке вы понесете электронное изделие в ремонт. А в сервисе вам мастер скажет, что у них нет указанных выше схем. (Даже если есть, мастеру выгодно сказать, что нет). За поиск схем в Интернете у вас попросят деньги. Мол, бесплатно там ничего невозможно взять, хотя на самом деле можно скачать многое и бесплатно. Более того, в мастерских имеются сборники схем и на бумажном носителе. Если вы разбираетесь в ситуации и откажетесь от «проплаты поисков», вас все равно принудят открыть кошелек, заявив, что, дескать, у вас самая последняя серийная модель и на нее еще не успели найти схемы. Словом, «старт» для накрутки цены за ремонт уже дан. А дальше – пошло и поехало.

Прейскурант на ремонт – это, скорее всего, из области фантастики. Разумеется, имитирующая прейскурант бумага может быть. А в ней – минимальные цены. Например, тестирование изделия – 200 рублей. Определение типа неисправности – 400 рублей.

Что такое тестирование? В общем случае – попытка мастера включить изделие. Он будет нажимать на кнопки, на которые вы сами дома многократно бесполезно уже нажимали. В лучшем случае – с вас эти 200 рублей не возьмут, если откажутся принимать изделие в ремонт. В худшем – включат в стоимость ремонта под солидным словом «тестирование».

Тип неисправности нынче зачастую определяется банальной переустановкой блоков или плат. Благо, стандартные разъемы позволяют это делать легко и быстро. Без проблем вы это можете сделать и сами. Просто, если изделие не на гарантии, открываете корпус и визуально осматриваете детали. Типичная и самая распространенная неисправность – перегрев какой-либо детали из-за накопившейся пыли. В этом случае хорошо видна сгоревшая деталь. Вынимаете плату и покупаете такую же.

Точно так поступают и в мастерских. Никто не станет с помощью приборов искать «пробитый» конденсатор или отошедшую от места пайки ножку микросхемы. Это – долго и нудно. Намного проще и выгоднее мастерской принудить клиента оплатить новый блок (новую плату) целиком.

Кстати, не всегда гарантия на изделие позволяет заменить в месте приобретения вышедшее из строя изделие на исправное. Причина? Такая замена возможна только в том случае, если поломка произошла по вине производителя. Но не случайно даже в крупных торговых центрах нет специалистов, которые составили бы аргументированно рекламацию производителю на бракованный товар. Особенность в том, что на покупателя магически действуют слова о гарантийном сроке и прозрение наступает лишь тогда, когда обнаруживается, что поломка произошла исключительно «по вине пользователя».

Но гарантия, скажем, на три года, автоматически поднимает цену на изделие! Долговременная гарантия – это как бренд фирмы, за который мы тоже платим. И если изделие выходит из строя «по вине потребителя», то с вас за ремонт возьмут существенно дороже под предлогом, что изделия этой фирмы ломаются крайне редко и найти замену неисправному блоку (плате) очень сложно.

Что же делать? Не гнаться за новинками! Покупать следует то, что меньше всего вызывает нарекания у пользователей. Тут вовсе не обязательно изучать покупательский спрос. Порой вполне достаточно поинтересоваться мнениями знакомых, друзей, коллег по работе.