Защитники прав потребителей подали коллективный иск против МТС, обвиняя оператора в рассылке платных SMS-сообщений. Оператор утверждает, что таких рассылок не существует. А сами пользователи сначала в обязательном порядке должны выразить согласие с получением платных контент-услуг.

В понедельник, 12 июля 2010 года, Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль» подало исковое заявление в Таганский районный суд города Москвы в защиту неопределенного круга потребителей против МТС. Компания обвиняется в незаконной рассылке платных SMS-сообщений.

Новая схема выкачивания денег

Как пояснил GZT.RU руководитель ОЗПП Михаил Аншаков, это сравнительно новая форма мошеннничества с «эсэмэсками», жалобы на эту схему стали поступать с начала этого года. В данном случае пользователь платит не за само сообщение, а за доступ к сайту контент-провайдера, при чем пользователь перенаправляется автоматически при попытке открыть сообщение, объясняет Аншаков. В результате получается, что сотовая компания взимает плату с абонентов за входящие SMS с коротких номеров контент-провайдеров.

Сотовый оператор категорически отрицает свою причастность к таким схемам. «Что касается претензий о том, что МТС несанкционированно рассылает платные входящие SMS-сообщения, то данная информация является неверной. МТС не рассылает платных SMS-сообщений, открывая которые пользователи бы автоматически попадали на платные ресурсы»,— говорится в официальном сообщении компании.

Рекламные сообщения не признали спамом

31 марта 2010 года Верховный арбитражный суд РФ постановил, что сотовые операторы имеют право осуществлять рекламную рассылку, если выборка абонентов, участвующих в рассылке, осуществляется специалистом вручную, а не с помощью автоматических средств. Впрочем, депутаты уже готовят поправки в закон «О рекламе», согласно которым для рекламных рассылок потребуется письменное согласие абонента. Следует отметить, что рекламная рассылка и услуги контент-провайдеров относятся к разным категориям и рекламные сообщения не предполагают оплату каких-либо услуг по коротким SMS.

Плохи все операторы, но достанется только МТС

«Я бы не сказал, что МТС хуже или лучше других операторов, жалобы поступают на всех, на МТС, „Билайн“ и „МегаФон“, все операторы одинаковы плохи, но только у МТС в контракте есть пункт о взимании платы за входящие сообщения с коротких SMS-номеров контент-провайдеров»,— рассказал в беседе с корреспондентом GZT.RU председатель ОЗПП Михаил Аншаков.

В пресс-релизе потребительской организации приводится отрывок из контракта МТС: «Указана стоимость для входящих/исходящих SMS/MMS— сообщений от/на телефонные номера абонентов сотовых сетей. В иных случаях, в том числе при получении/отправке SMS/MMS-сообщений по коротким номерам сети МТС, стоимость указывается отдельно».

Защитники прав потребителей утверждают, что это противоречит федеральному закону «О связи», где сказано, что абонент не должен платить за телефонное соединение, установленное в результате вызова другим абонентом. Говоря проще, все входящие вызовы и SMS-сообщения должны быть бесплатными.

В МТС парируют, что в данном случае речь идет не о телефонном соединении, а об оказании дополнительных услуг, которые технологически неразрывно связанных с услугами мобильной связи. При этом «тарификация услуги производится только после получения от абонента подтверждения его согласия на приобретение контента путем совершения абонентом какого-либо действия (например, отправка SMS на короткий номер, нажатие клавиши, введение кода и пр.)— таким образом абонент подтверждает свою осведомленность об условиях предоставления этих сервисов»,— утверждают представители сотового оператора.

Контент-провайдеров штрафуют

По словам Михаила Аншакова из ОЗПП, все операторы заключают контракты с недбросовестными контент-провайдерами, но «МегаФон» и «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») формально не нарушают закон, так как у них нет упомянутого выше пункта в договорах с клиентами. По мнению эксперта, операторы связи заинтересованы в работе сомнительных фирм-однодневок, так как они получают по 50% и более прибыли от услуг контент-провайдеров.

Впрочем, скандалы вокруг SMS-сообщений на короткие номера и освещение этой темы в СМИ уже привели к ужесточению требований к контент-провайдерам со стороны операторов связи. Компания МТС уже наложила штрафы на своих партнеров «Первый Альтернативный», «ИнкорМедиа», «Нева Лайн», «Айфри», «Голдфон» на общую cумму в 80 млн рублей. Ряду провайдеров МТС закрыла доступ к сервисам, по которым поступало больше всего нареканий и жалоб на мошеннические действия от абонентов, говорят в пресс-службе оператора. Это подтверждают данные AC&M Consulting, согласно которым выручка от контент-услуг уже сократилась из-за борьбы с мошенниками.

В «Вымпелкоме» имена проштрафившихся партнеров не называют, а в «МегаФоне» отмечают лишь, что больше всего нареканий вызывает деятельность компании «Первый Альтернативный», на чью долю приходится почти половина жалоб абонентов.

Представитель «МегаФона» также сообщил, что партнеров заставили подписать новые договоры с 1 мая 2010 года. «Согласно договору, в частности, контент-провайдер обязан блокировать выявляемые нами мошеннические сервисы максимум в течение трех часов с момента нашего запроса. В случае поступления неоднократных жалоб нами блокируются и сами premium-номера. Например, за первое полугодие 2010 года было заблокировано 12 premium-номеров»,— рассказал GZT.RU Сергей Хренов, начальник департамента по гарантированию доходов и управлению фродом компании «МегаФон». По его словам, контент-провайдерам не выплачивается вознаграждение за выявленный мошеннический трафик.

В «ВымпелКоме» говорят, что заставляют партнеров самостоятельно осуществлять онлайн-мониторинг всех рекламируемых услуг и выискивать некорректное указание цены. «Мы за этим следим и в случае нарушений применяем жесткие меры»,— говорит пресс-секретарь компании Анна Айбышева.

Как проверить стоимость сообщения на короткий номер ?

Кроме того, операторы запускают сервисы, с помощью которых информируют пользователей о цене SMS на короткие номера. Чтобы узнать расценки, абонентам МТС необходимо отправить на соответствующий премиум-номер сообщение с символом «?», абонентам «МегаФона»— со значком «$».

Кроме того, «МегаФон» использует технологию AoC (Advice of Charge), при которой абонента автоматически информируют о стоимости отправки SMS, после чего у пользователя дополнительно запрашивают согласие на отправку. Сейчас к этому сервису подключают наиболее подозрительные короткие номера. Аналогичную услугу собирается внедрить «Билайн».

По словам пресс-секретаря компании «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») Анны Айбашевой, с августа этого года массовые пользователи также получат к услуге «Черно-белые списки», с помощью которого можно будет создать «черный список» коротких номеров, общение с которыми будет заблокировано, и «белый список», с номерами, которым абонент доверяет.

"СМС Удача"

С 1 марта по 8 июня компания «ВымпелКом» проводила SMS-лотерею, в ходе которой каждый день разыгрывался 1 млн рублей. Чтобы стать участником, надо было отправить SMS на номер 1010. Стоимость сообщения составляла 49 рублей, правда, узнать об этом можно было только из информации на сайте, в телевизионной рекламе об этом ничего не говорилось. Тем, кто единожды связывался с номером, начинали регулярно приходить «стимулирующие» сообщения, например: «Срочно! Просим владельца номера ХХХХХХХХ отправить одно SMS на 1010!Ждет официальная информация»; «Для абонента номера ХХХХХХХХХ 1 млн рублей уже готов!Просим подтвердить свои баллы! Отправь SMS на 1010!Утебя только 15 мин»; «Поздравляем Тебя!Счастье улыбнулось тебе!Обязательно отправь одно SMS на 1010. Еще раз прими наши поздравления!»; «Директор Лотереи оставил Тебе сообщение о денежном призе в размере 1 млн рублей! Прочитай сообщение, отправив одно SMS на 1010!». Навязчивая реклама лотереи вызвала возмущение общественного деятеля Марины Литвинович, которая направила обращение в компании «ВымпелКом» с требованием разобраться в ситуации, а позже даже лично встретилась с организаторами лотереи. Согласно ее публикации в ЖЖ, дело закончилось ничем, а из «Билайна» в ответ на ее требования пришла «отписка».