Представьте себе ситуацию: приобрели вы новую SIM-карту. Не успели вставить ее в телефон, как получаете SMS-сообщение: «Здравствуйте! Сообщаем о переносе 63,08 рубля для погашения долга на другом номере, оформленном на Вас. Долг погашен полностью. Подробнее 00XX».

Какова будет ваша реакция? Правильно, станете звонить в абонентскую службу поддержки или отправитесь в офис обслуживания сотовой компании.

Именно такой случай произошел в 2009 году со Светланой Н.:

– В абонентской службе мне ответили, что заявка на разбирательство принята, и на это может уйти от трех до шестидесяти дней, но если есть желание ускорить процесс, нужно обратиться в офис. В офисе меня, конечно, внимательно выслушали, стали проверять информацию. И выяснили: в июле месяце на мою девичью фамилию и адрес, по которому не живу уже почти два года, но на данные действующего паспорта кто-то приобрел SIM-ку у дилера, коих летом особенно много подключает народ к различным операторам сотовой связи прямо «не отходя от кассы», на улице.

В офисе обслуживания взяли заявление, что никакого номера в июле я не приобретала; ведь получается, что он зарегистрирован на мифического, несуществующего человека. Сделали ксерокопии документов, подтверждающих, что фамилия у меня уже больше пяти лет другая и по указанному адресу я не зарегистрирована.

Еще меня заверили, что деньги после разбирательства мне обязательно вернут. Нет, 63 рубля, по сравнению с мировым кризисом, деньги, конечно, невеликие. Но чувствуешь себя как-то неуютно, зная, что в любой момент тебе могут выставить счет за средства, якобы потраченные тобою на мобильную связь. А потом придется еще два месяца ждать опровержения, что ты этого не делал. И это ладно, если SIM-картой никто больше воспользоваться не сможет. А вдруг кто-то продолжит звонить с этого номера, что тогда – платить не только за себя, но и «за того парня»?!

И, если судить по комментариям сотрудников сотовой компании, найти виновника такого незаконного подключения, а уж тем более наказать, почти невозможно. Получается, любой, кто владеет твоими паспортными данными (а их мы порой оставляем во множестве мест) и хочет тебе неприятностей, имеет для этого все возможности, если удастся встретить недобросовестного продавца SIM-карт, а таких, по-видимому, достаточно.

Светлана, решив, что данное событие можно расценить как мошенничество, попробовала обратиться в Управление внутренних дел. И здесь ей популярно разъяснили, что принять заявление у нее обязаны, но вряд ли дело получит ход – слишком уж маленькая сумма: 63 рубля. Вот если бы вас «кинули» на тысячу рублей – тогда другое дело!

– Я решила: если такое подключение без моего паспорта стало возможным к одному оператору, значит, есть вероятность, что на мое имя существуют SIM-ки других операторов сотовой связи республики с номерами, о которых я не подозреваю. И тогда я пошла в офисы других операторов с просьбой проверить мои предположения. Слава Богу, в этот раз мои опасения не подтвердились. Но уверенности, что завтра они не оправдаются, нет никакой, потому что если это произошло однажды, видимо, может произойти и в последующем.

Здесь, наверное, все упирается в честность конкретного человека, который непосредственно занимается продажей SIM-карт. Как проверяют людей, которых привлекают для такой работы? Ведь наши газеты пестрят объявлениями: «Требуются продавцы бесплатных сим-карт, ответственность, коммуникабельность. Зарплата достойная» или «Требуется промоутер на сим-карты, з/п высокая, от 18 лет». Коммуникабельность проверить можно на месте. А вот как проверить – ответственный ли товарищ попался? У него ж на лбу не написано!

Задавшись этими вопросами, я обратилась за разъяснениями к представителям нескольких сотовых компаний, действующих в нашем регионе. И вот что удалось выяснить. Схема взаимодействия с дилерами предельно проста: в офис обслуживания – отдел работы с дилерами обращается индивидуальный предприниматель/владелец салона сотовой связи. Здесь он должен пройти необходимый минимум, сдать что-то наподобие экзамена, получив взамен сертификат. После этого человеку предоставляется возможность приобрести некоторое количество SIM-карт с номерами оператора и продавать их всем желающим (разумеется, при определенных условиях, куда входит и обязательное предоставление оригинала документа, удостоверяющего личность) в своих салонах, или же привлекая к распространению тех, кого мы на каждом шагу видим на проспектах города – «продавцов бесплатных сим-карт».

А выводы напрашиваются такие: одна компания качественно работает со своими дилерами, проводя необходимые тренинги, а другая, видимо, вообще с ними не работает, предпочитая просто получить деньги от реализованных SIM-ок. В итоге же страдают простые люди, добросовестные абоненты. Так и до суда дойти недолго. Хотя тут тоже могут возникнуть сложности. Суд, решив, что сумма невелика, может подумать, что вы напрасно отнимаете у судей время, и наложить на вас же штраф. И где в таком случае найти правду?

В общем, сегодня Светлана Н. вынуждена сидеть и ждать, чем закончится разбирательство. Менять оператора ей невыгодно: близкие родственники и лучшие друзья, с которыми девушка разговаривает чаще всего, имеют номера именно той сотовой компании, что и у нее. Можно предположить, если произойдет нечто подобное еще раз, Светлане все-таки придется сменить оператора. А тогда, возможно, оператор потеряет сразу около десяти абонентов, а может, и больше…

По крайней мере, среди знакомых девушки, ставшей жертвой недобросовестной работы дилеров компании, этот оператор сотовой связи может надолго утратить доверие или потерять его насовсем.

Автор Ольга Полозова