По информации аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России концу июля 2009 года достигло 199,87 млн абонентов, увеличившись с конца июня текущего года на 2,029 млн (на конец июня данный показатель равнялся 197,841 млн). Таким образом, прирост абонентской базы в июле оказался довольно большим. Для сравнения: в мае прирост по России равнялся 2,29 млн, в апреле - 2,01 млн.

Если же сравнивать с результатами июля прошлых лет, то июли и 2006, и 2008 годов демонстрировали более высокий прирост абонентской базы: 2,85 млн и 2,8 млн соответственно. При этом в июле 2007 года прирост был ниже - всего 1,53 млн.

Уровень проникновения сотовой связи в России увеличился к концу июля 2009 года до 137,7 %, тогда как на конец июня текущего года этот показатель равнялся 136,3 %, т.е. увеличение проникновения сотовой связи в России за месяц составило 1,4 %. Это больше, чем в предыдущем месяце. За год увеличение проникновения составило 16,6 %. Интересно, что прирост за предыдущий год с июля 2007 года по июль 2008 года был почти в два раза ниже - 9,7 %.

В Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец июля 2009 года составил, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, 32,773 млн и 11,531 млн соответственно. При этом прирост в столице оказался отрицательным: потери составили 437 тыс. В Петербурге прирост был положительным: 220 тыс., что выше, чем в июне текущего года Напомним, что в июне в обеих столицах наблюдалось снижение темпов прироста по сравнению с предыдущими месяцами.

Проникновение же в столицах на конец июля 2009 года составило 193 % (Москва) и 181,9 % (Петербург). Показатели июня текущего года - 195,5 % (Москва) и 178,4 (Петербург). Таким образом, в Петербурге увеличение проникновения составило 3,5 %. В Москве же проникновение снизилось на 2,5 %.

В июле 2009 года чистый прирост абонентской базы в России, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, распределился так. В лидеры со значительным отрывом от конкурентов вырвался "МегаФон": на его долю пришлось 47,3 %. МТС, в прошлом месяце занимавшие первое место по доле в приросте, оказались на третьем месте, пропусти вперед "Билайн" с 28,5 %. МТС в итоге получили 24,3 % от общероссийского прироста. Остальные операторы в целом продемонстрировали отрицательный прирост, что объясняется довольно значительным уменьшением абонентской базы "УралСвязьИнформ".

В итоге к концу июля 2009 года абонентская база операторов "большой тройки" в России выглядела так: количество абонентов МТС по России составляет 67,934 млн, что на 511 тыс. больше, чем на конец июня текущего года. Количество абонентов "ВымпелКом" в июле составило 50,57 млн: прирост достиг 599 тыс. Абонентская база "МегаФон" в целом по России составила 46,355 млн: прирост 994 тыс.

Рынок России в конце июля 2009 года оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 34,0 %, "ВымпелКом" - 25,3 %, "МегаФон" - 23,2 %. Доля остальных операторов составила 17,5 %.

В Петербурге в июне 2009 года наблюдалось увеличение совокупной абонентской базы на 220 тыс. абонентов. Как и в целом по России, лидер по приросту сменился: в июле на первое место вышел "МегаФон", на долю которого пришлось 45,5 %. При этом отрыв от второго места, в отличие от предыдущего месяца, оказался значительно большим, чем в июне. Так, занимающие второе место МТС получили 38,2 % от общего прироста. Напомним ,что в июне отрыв составлял всего 1 %.

Как и в июне, на третьем месте по доле в приросте оказался Tele2, на долю которого пришлось 9,1 %: это больше, чем в июне (5,7 %), но меньше, чем в мае (31,1%). "Билайн" в отличие от июня, в июле продемонстрировал положительную долю в приросте - 6,1 %. На долю "Скай Линк" пришлось 0,6 %, что значительно меньше, чем в предыдущие месяцы: например, в июне доля этого оператора составляла 1,1 %.

Доли петербургского рынка по итогам июля 2009 года в результате распределились так: "МегаФон" получил 32,4 %, МТС - 31,8 %, "Билайн" - 18,5 %, Tele2 - 15,3 %, "Скай Линк" - 2,0 %.

Что касается маркетинговых инициатив, то первая половин июля оказалась чрезвычайно бедной на инициативы операторов: это объясняется сезонным спадом активности и самих игроков рынка, и потребителей. Более активными операторы стали ближе к концу месяца. Так, МТС запустили целый ряд инициатив, ориентированных на продвижение собственной сети салонов, а также на привлечение новых абонентов. Как отмечают наблюдатели, активизация операторов в сегменте маркетинговых инициатив традиционно придется на предсентябрьский сезон.