По информации аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России концу мая 2009 года достигло 195,11 млн абонентов, увеличившись с конца апреля на 2,29 млн (на конец апреля данный показатель равнялся 192,82 млн). Отметим, что уже в прошлом месяце наблюдалось значительное увеличение прироста: если в марте увеличение составило 1,2 млн, то уже в апреле - 2,01 млн. Таким образом, майский показатель прироста оказался самым высоким с начала года. При этом, если сравнивать с майскими результатами прошлых лет, то 2009 год продемонстрировал весьма неплохой прирост: и в 2008, и в 2007 годах прирост абонбазы за май был ниже, чем в нынешнем году - 1,57 млн и 1,73 млн соответственно. Правда, в 2006 году прирост был выше - 2,715 млн.

Уровень проникновения сотовой связи в России увеличился к концу мая 2009 года до 134,4 %, тогда как на конец апреля текущего года этот показатель равнялся 132,8 %, т.е. увеличение проникновения сотовой связи в России составило 1,6 %, что на 0,2 % выше, чем в апреле 2009 года. За год увеличение проникновения составило 16,7 %.

В Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец мая 2009 года составил, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, 33,007 млн и 11,0 млн соответственно. При этом прирост в столицах составил 380 тыс. и 177 тыс. соответственно. Интересно, что если в России в целом прирост абонбазы за месяц в мае оказался выше, чем в апреле, то в Москве прирост несколько снизился: в апреле прирост составлял 537 тыс. абонентов. В Петербурге же, как и в целом по Россия, майский прирост оказался выше апрельского.

Проникновение же в столицах на конец мая 2009 года составило 194,3 % (Москва) и 173,5 % (Петербург). Показатели апреля текущего года - 192,1 % (Москва) и 170,7 % (Петербург). Таким образом, увеличение проникновения за май текущего года в Москве и Петербурге составило 2,2 % и 2,8 %.

В мае 2009 года чистый прирост абонентской базы в России, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, распределился так. На первом месте с довольно большим отрывом от остальных оказались МТС: не долю этого оператора пришлось 42,1 % прироста. На втором - "МегаФон" с 29,9 %, а "Билайн" - на третьем с 7,7 %. На долю остальных операторов пришлось 20,3 %. Отметим, что "Билайн" и в марте, и в апреле был на первом месте по доле в приросте по России, причем, если в марте с довольно большим отрывом, то уже в апреле отрыв от второго места сократился и составил всего 2,7 %. В апреле доля "Билайн" составила 31,2 %, МТС - 28,5 %, "МегаФон" - 26,1 %. На долю остальных операторов приходилось 14,3 %.

В итоге к концу мая 2009 года абонентская база операторов "большой тройки" в России выглядела так: количество абонентов МТС по России составляет 66,469 млн, что на 792 тыс. больше, чем в предыдущем месяце. Количество абонентов "ВымпелКом" в мае достигло 50,123 млн абонентов (прирост - 145 тыс.), "МегаФона" - 44,608 млн (прирост 562 тыс.).

Рынок России в конце мая 2009 года оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 34,1 % (результат без изменений), "ВымпелКом" - 25,7 % (потери 0,2 %), "МегаФон" - 22,9 % (прирост 0,1 %). Доля остальных операторов составила 17,3 % (прирост 0,1 %).

В Петербурге в мае 2009 года наблюдалось увеличение совокупной абонентской базы на 177 тыс. абонентов. Лидером по доле в приросте остаются МТС с 40 %, затем следует Tele2 с 31,1 %. Третье место занимает "МегаФон" с 27 %. На четвертом оказался "Скай Линк" с 1,2 %, обогнавший "ВымпелКом", на чью долю пришлось лишь 0,7 %. Отметим, что МТС и Tele2 уже третий месяц подряд являются лидерами по доле в приросте, однако в апреле третье место было за "ВымпелКомом", тогда как "МегаФон", по данным AC&M Consulting, демонстрировал негативный прирост в Петербурге.

Доли петербургского рынка по итогам мая 2009 года в результате распределились так: "МегаФон" получил 32,3 % (потеря за месяц 0,1 %), МТС - 31,8 % (прирост за месяц 0,1 %), "Билайн" - 19,3 % (потеря 0,3 %), Tele2 - 14,5 % (прирост 0,3 %), "Скай Линк" - 2,1 % (потери 0,1 %).

Что касается маркетинговых инициатив, то в мае наблюдались несколько основных тенденций. Среди них - вывод роуминговых и "дальних" предложений, запуск инициатив, ориентированных на летний сезон, а также коробочные предложения и расширение партнерских взаимоотношений.

Так, "Билайн" в самом начале мая вывел на рынок тарифный план "Международный", основным отличием которого является единая стоимость международных вызовов независимо от страны, куда совершается звонок - дифференцирована стоимость только в соответствии с тем, на мобильный или на фиксированный телефон совершается вызов. МТС запустили услугу "Родные города", при активации которой абоненты получают возможность совершать междугородные звонки на мобильные телефоны абонентов МТС всех регионов России по 1,50 рубля за минуту. Стоимость подключения услуги составляет 30 рублей, а абонентская плата - 1,00 рубль в сутки.

Что касается летних предложений, то "МегаФон Северо-Запад" объявил в начале мая о старте сезонного модификатора "1 Мбайт за 1 рубль", продвигаемого под слоганом "Лето мобильного Интернета".

Среди "коробочных" решений выделим два: решение МТС по цене 990 рублей, включающее телефон Alcatel OT-S210, подключенный к тарифному плану МТС "Супер Ноль", а также предложение сети "Евросеть", в рамках которого предлагается бюджетный телефон LG KP105 с бонусом в виде стартового контракта "Билайн" или "МегаФон" по цене 987 рублей.

Два наиболее ярких партнерства, о которых было официально объявлено в мае текущего года, связаны с МТС. Во-первых, "Мобильные ТелеСистемы" и торговая сеть "Ашан" запустили в семи крупных городах России проект ретейл-MVNO "А-Мобайл", до этого апробированный в Москве. Во-вторых, "Мобильные ТелеСистемы" и "Северо-Западный Телеком" объявили параметры первой совместной инициативы для корпоративных клиентов "Альянс МТС_СЗТ", реализованной в рамках сотрудничества операторов, которое было анонсировано МТС еще в апреле текущего года на VAS-road-show в Петербурге. Согласно условиям проекта абоненты могут получить скидку как на фиксированную, так и на мобильную связь.

Кроме того, о старте новых проектов по сотрудничеству с торговыми сетями объявили сразу два оператора Северной столицы - "Мегафон Северо-Запад" и "Скай Линк Петербург". "МегаФон Северо-Запад" начал сотрудничество с новыми для себя сетями - гипермаркетах Real (Metro) и мегамаркетах бытовой техники MediaMarkt. Особенностью проекта стало то, что для оператора это первое сотрудничество как с торговой сетью, занимающейся продажей бытовой техники, так и с сетью, ориентирующейся преимущественно на корпоративных клиентов. "Скай Линк" заключил договор с сетью гипермаркетов "Окей", причем, здесь речь идет о продаже коробочных решений оператора. Брендированные блистеры с логотипами "Скай Линк" представлены в отделах электроники.

Среди других инициатив месяца - расширением "МегаФон Северо-Запад" линейки предложений, ориентированных на корпоративных клиентов. Так, с начала мая запущена опция "Бизнес группа Люкс", основной особенностью которой является возможность безлимитной голосовой связи между абонентами, обслуживающимися на одном корпоративном счете. Кроме того, параллельно с запуском модификатора стартовала акция по ее продвижению, в рамках которой средние и крупные компании могут получить скидку на абонентскую плату.

Также в мае МТС запустили тарифный план "Много звонков", ориентированный на многоговорящих абонентов. Среди особенностей тарифа - степ-тарификация местного трафика: после трех минут трафика в день стоимость внутрисетевой минуты, например, составит 0,07 рубля. Кроме того, абонентам предоставляется возможность подключения модификатора, в рамках которого остальные местные вызовы будут тарифицироваться как внутрисетевые.