Задача света в магазине – создавать комфорт и повышать продажи, однако специалисты, традиционно занимающиеся проектированием освещения, имеют совсем другие KPI. Такие расхождения ведут к огромным дополнительным затратам, лишнему энергопотреблению и неэффективному использованию осветительного оборудования. Неграмотная концепция увеличивает расходы на монтаж на 35–40%. Рассмотрим главные ошибки освещения магазина.

Современное светодиодное освещение трактуется многими ритейлерами как инвестиция, которая должна окупаться за счет энергосбережения. Выбирая светодиоды вместо устаревших люминесцентных ламп, закупщики планируют за 1,5–2 года отбить вложенные средства. При этом не учитывают, что основная задача электрического освещения в магазине – не энергосбережение, а создание комфорта и повышение продаж.

«Изначально неправильно определяется ключевая точка эффективности, – считает основатель компании NLT Trade, международный эксперт-практик в области светодиодного освещения для ритейла Михаил Гусманов. – А происходит это потому, что проектированием освещения занимаются специалисты, отвечающие за строительство и эксплуатацию помещений. Ключевыми показателями эффективности этих сотрудников является оптимизация бюджета на запуск магазина, а совсем не увеличение прибыльности и рост продаж. Они подходят к выбору светильников, проектированию и монтажу светового оборудования с точки зрения сокращения первоначальных затрат. В результате не выполняются главные задачи ритейла, а некомпетентный подход ведет к дополнительным издержкам».

Правильно подобранное и настроенное освещение является мощным инструментом эффективности торгового бизнеса. Неграмотное освещение, отданное на откуп неспециалистам, может нивелировать все усилия по увеличению объема продаж и повышению лояльности покупателей. Кардинальные ошибки наблюдаются во всех сегментах ритейла – от продуктового до фэшн.

Цена светильника или стоимость концепции?

Если бы при выборе освещения участвовали специалисты, у которых в KPI учитывается повышение продаж, изменилась бы концепция тендеров, а технические задания писались бы более четко.

Сейчас выбором поставщика и закупкой светового оборудования занимаются эксплуатирующие организации или подразделения, которые в первую очередь учитывают стоимость и энергоэффективность светильника. Участники тендеров стараются дать лучшую цену, подтверждают надежность своих светильников, делают технический расчет тестовых зон, проходят анализ в сертифицированных лабораториях и прочее. Информация собирается и анализируется, в итоге поставщик светильников выбирается по принципу «цена – качество».

Но оптимальный выбор светильника – не самый главный фактор обеспечения эффективности. Во-первых, применение светодиодных технологий уже гарантирует экономию электроэнергии, это «обязательный бонус». Во-вторых, энергетические потери от использования других источников света – люминесцентных или галогеновых ламп, будут не такими значительными, как финансовые потери от неправильного проектирования, монтажа и излишнего энергопотребления. «Надо смотреть не на энергоэффективность одного светильника, как это делается на тендерах, а на энергоэффективность всей концепции освещения магазина, – поясняет Михаил Гусманов. – Как раз там и находятся «подводные камни», на которые натыкаются все ритейлеры, в том числе и самые крупные».

Необходимо провести тщательный анализ взаимного расположения светильников, рассчитать эффект от использования акцентного освещения, выяснить, где лучше поставить светильники с оптикой, где – с рассеивателем и так далее. Без такого анализа даже с качественными недорогими светильниками магазин обречен на колоссальные потери.

Ошибки крупного магазина

Конкретный пример – концепция освещения супермаркета «Табрис» в Сочи. Это крупный магазин с потолками высотой примерно 4 м. Линейные светильники располагаются на высоте потолка, чтобы не перекрывать элементы навигации для покупателей и при этом добиться необходимого уровня освещенности – порядка 1000-1200 лк на уровне «золотой полки». На рассматриваемом объекте использованы светильники с алюминиевым корпусом и опаловыми рассеивателями.

«На уровне развития технологий пятилетней давности было оправданно использовать алюминиевый корпус для отвода тепла, а опаловый рассеиватель давал комфортное светораспределение в магазине, но сейчас это просто переплата за «красивый корпус» и излишнее энергопотребление», – поясняет Михаил Гусманов.

Современные светодиодные светильники с очень хорошей эффективностью не нагреваются так, чтобы нужно было использовать алюминий, достаточно использовать хороший стальной корпус с покраской. Более эффективно было бы здесь применить светильники с оптикой.

«Специальные оптические системы позволяют оптимально перенести свет и добиться необходимого уровня освещенности меньшей мощностью, – поясняет Михаил Гусманов. – К тому же «оптика» по сравнению с «призмой» или «опалом» сейчас уже стоит не так дорого, а разница в эффективности световых приборов может достигать 20%».

Неэффективно выделяются зоны.

В торговом зале особым светом можно выделить такие зоны, как «выпечка», «фрукты-овощи», «готовая еда», «алкоголь», «свежая рыба», «свежее мясо», «сырные и мясные нарезки».

Например, при проектировании помещения в суперсторе «Магнит» (г. Сочи) не учитывалось использование акцентного света в специальных зонах и влияние на него общего линейного.

Проектировщики поставили рядом мощные линейные с цветовой температурой 4000К и акцентные светильники 2700К. Это привело к тому, что общее освещение полностью забивает акцентное и эффект выделения зоны не достигается.

Такая ситуация наблюдается во всем суперсторе и во всех категориях. А ведь главная задача акцентного освещения – усилить контакт с покупателем, выгодно презентовать товарную категорию.

Ритейлеры часто совершают ошибки при применении специальных спектров, например, для освещения мясных витрин.

«Мясные» светильники обладают низким световым потоком и примерно в два раза слабее обычного акцентного светильника, так как спектр в них усечен. Для мясных витрин лучше использовать либо узкую оптику, либо локальную подсветку, чтобы создать высокий уровень освещенности внутри охлаждаемого объема. Но чтобы эффект подсветки был заметен покупателю и привлекал внимание к товару, во всех выделяемых зонах необходимо убирать линейное освещение, создавать общую небольшую затененность и усиливать локальный свет.

Используется лишнее оборудование. «Монтажные компании, делающие разработку проектной и монтажной документации, заинтересованы в том, чтобы использовалось как можно больше светильников и дополнительных элементов для крепления, – рассказывает Михаил Гусманов. – Поэтому они часто применяют такое решение, как светильники, подвешенные на лотках. Благодаря этому в смету добавляется множество ненужных операций и инструментов, которые для монтажа современного осветительного оборудования не требуются. Например, чтобы сделать ровную линию светильников, нет необходимости крепить их к лотку. Ровная линия создается жестким креплением между светильниками, внутри которых прокладывается транзитный кабель. Не требуются лотки, монтажные спицы, распаячные коробки и работы, связанные с монтажом светильников к лоткам, спиц – к потолку и лотков – к спицам. Так, внутри светильника фирмы NLT Trade можно проложить слаботочку (сеть с малым током) и cмонтировать оборудование. У нас есть опыт монтажа даже камер наблюдения в светильник».

Итак, стоимость лишних монтажных работ, неоптимальное расположение светильников внутри магазина не только нивелируют выгоду от покупки недорогого светильника, но даже влекут потери. По экспертным оценкам, увеличение бюджетов на неоптимальные решения, указанные выше, составляет порядка 35–40%, с учетом увеличенного расхода на монтаж и использование дополнительного оборудования.

Как освещать дискаунтер?

В дискаунтере не так важно создавать яркое освещение и использовать акцентные светильники, как в супермаркете. Как правило, в дискаунтерах затраты на свет минимизированы. Традиционно используются светодиодные светильники «Армстронг» размером 600х600 мм, вмонтированные в потолок. Для того чтобы качественно осветить стеллаж длиной 3 м с потолка высотой 3,2 м, необходимо установить 5–6 светильников «Армстронг». Потребляемая мощность такого светильника – 40 Вт. Мощность 40 Вт умножаем на 6 светильников и получаем 240 Вт общего энергопотребления, что даст освещенность 800–1000 lux на уровне «золотой полки».

Цена одного светильника – 1000 руб., умножаем на 6 светильников = 6 тыс. руб. на освещение одного стеллажа.

Но Михаил Гусманов предлагает более выгодное решение: «Если для освещения аналогичного стеллажа использовать линейный светильник с оптикой, то и он будет потреблять порядка 72Вт, а уровень освещенности поднимется до 1200 lux. Стоимость будет такой же, как и светильников «Армстронг» – порядка 6 тыс. руб., но энергопотребление – в 3,3 раза ниже! Примерная стоимость дана для справки и может измениться, но экономический эффект – нет. Ритейлеры думают, что экономят при использовании недорогих светильников «Армстронг», а на самом деле им приходится платить за более высокое энергопотребление во время эксплуатации. И если объект не рассчитан на энергоемкие решения, это может потребовать подключения дополнительных мощностей и даже строительства подстанции, а такие проекты стоят миллионы рублей».

Один из вариантов – профессиональный светильник NLT Trade, собранный из импортных комплектующих, гарантированно проработает пять лет, экономию легко подсчитать. Кстати, недорогие светильники могут выйти из строя гораздо раньше.

Бессмысленный монтаж

Еще одна проблемная зона – монтаж осветительного оборудования. Даже на тщательно разработанных и оснащенных объектах обнаруживаются ошибки, допущенные при монтаже. Одна из самых распространенных ошибок – отсутствие фокусировки светильника на товар. «Часто светильники развешиваются еще до начала сборки торгового оборудования, – поясняет Михаил Гусманов. – В проекте нет привязки светильников к конкретному торговому оборудованию, обычно делают общую привязку к стенам. Поэтому после расстановки холодильников и стеллажей может обнаружиться, что акцентный светильник и витрина, которую он должен подсвечивать, не совпадают по расположению до полуметра и даже больше. Конечно, смонтированное световое оборудование никто никуда передвигать не станет, чтобы не делать двойную работу. Поэтому ошибки в освещении так и сохраняются, и таких объектов я видел довольно много».

Монтаж светильников надо начинать только после того, как расставлено и собрано торговое оборудование. Важно учитывать, какие товарные категории, стеллажи и зоны должны быть выделены светом. Некорректно подвешенный акцентный светильник не выполняет свою функцию, ломает концепцию и портит общее впечатление от пространства магазина. Получается, что деньги были потрачены зря. Разработать наиболее эффективные проекты, предусмотреть ошибки и потери могут только профессионалы, погруженные в тему. Поэтому Михаил Гусманов считает, что специалистов, занимающихся светом в торговом зале, необходимо объединять в отдельную структуру. Сотрудники такой структуры со стороны ритейлера должны иметь свои KPI, связанные с эффективной работой магазина после открытия, а не со снижением цен на светильники. Тогда можно будет не только грамотно спроектировать, но и безошибочно смонтировать световое оборудование, а в дальнейшем эффективно эксплуатировать, так как в процессе работы магазины часто перезонируют, переставляют торговое оборудование, и свет должен следовать этим изменениям.

Валерия Миронова, Retail.ru