Фестиваль en primeur стал традицией во многих винодельческих регионах мира. Винный критик Игорь Сердюк в колонке для Forbes рассуждает, нужен ли он в России
SHARES
Российское виноделие повзрослело и готовится к получению аттестата зрелости. В конце мая российские производители вина собрались в Краснодарском крае на свою первую «антеприму» — фестиваль молодых вин премиального уровня. Такой фестиваль уже стал традицией в Бордо, Бургундии, Тоскане и других областях классического виноделия. У нас его назвали «Первая проба».
История фестивалей en primeur восходит к XVIII веку, когда влиятельные негоцианты собирались в Бордо перед началом уборки урожая, чтобы обсудить его качество и цены на виноград от наиболее востребованных шато. Собственно, только до сбора урожая винные поместья и могли тогда контролировать качество будущего вина — дальше негоцианты скупали его бочками, вывозили на свои склады, выдерживали в силу собственного представления об идеале и разливали в бутылки — каждый под своей этикеткой.
Лишь в начале XX века, когда ведущие шато стали сами бутилировать и выпускать на рынок свое вино, ситуация изменилась. Розлив в шато стал восприниматься как дополнительная гарантия качества, а этикетки лучших вин сделались эмблематичным средством маркетинга.
Лучшие замки Бордо, классифицированные как Гран Крю, стяжали себе славу производителей вина, способного жить многие годы. Но долгая выдержка требовалась большинству красных вин региона еще и потому, что за это время их массивный танин в результате микроокисления успевал смягчиться. Распробовать молодые вина Бордо можно было с трудом.
Технологии, позволявшие вину «раскрываться» уже в молодости, стали достоянием виноделия лишь к концу 1970-х. Носителем нового знания о вине стала плеяда талантливых учеников французского энолога Эмиля Пейно. По случайности ли или по божественному провидению к этому моменту в винном мире получили известность несколько блестящих критиков. Бордо стало местом, где их пути пересеклись.
Первым, кто в начале 1980-х годов пригласил группу экспертов на дегустацию en primeur, то есть отобранного из бочек и еще не готового к розливу вина последнего урожая, считается барон Филипп де Ротшильд, хозяин Chateau Mouton-Rothschild. Человек, которого называют гением винного маркетинга, сумел разглядеть в дегустации возможность формирования нового отношения к вину.
Пригласив экспертов, барон оказал им ранее невиданное доверие. Ведь пока вино не готово, о нем можно говорить более свободно. Положительные отзывы останутся в репутационной копилке, а конструктивная критика будет учтена, чтобы сделать вино лучше, пока есть время. Эффект дегустации оказался разительным. После знакомства с вином в его самом раннем и нежном возрасте эксперты начинали говорить о нем, почти как Маленький принц Экзюпери говорил о своей «прирученной» розе. Действительно, получалось, что «узнать можно только те вещи, которые приручишь».
С легкой руки барона Филиппа дегустации бордоских Гран Крю стали массовыми. Их организацию взял на себя региональный Union des Grands Crus, и каждую первую неделю апреля Бордо превращается в место паломничества для представителей винных профессий. Чтобы получить аккредитацию на дегустацию, надо обосновать свою профессиональную причастность к виноделию, винной торговле или винной критике. Участие в дегустациях en primeur стало делом и увлекательным, и ответственным — оценка качества урожая, данная экспертным сообществом по итогам «примёров», начиная с 1980-х годов считается отправной точкой для формирования фьючерсных цен на лучшие вина Бордо. Без нее процесс ценообразования считается неполноценным. Даже в два «ковидных» года, когда международная дегустация en primeur в Бордо была невозможна, Union des Grands Crus устраивал выездные сессии для ключевых рынков.
В обычное «мирное время» дегустации «примёров» проводятся в Бордо по региональному принципу: винные хозяйства каждого аппелласьона (защищенного наименования по происхождению) выставляют свои образцы в помещении одного из шато, входящих в Union des Grands Crus. А самые великие винные замки приглашают к себе в погреба избранных гостей. Дегустации в таком формате длятся неделю, но для тех посетителей, кто располагает лишь одним днем, в огромном ангаре на окраине города Бордо организуется сводная гала-дегустация.
Апрель и май обычно отводятся на осмысление результатов дегустации и опубликование материалов в прессе, а в первых числах июня хозяйства начинают оглашать цены на первые фьючерсные партии своих вин. Опытные негоцианты, оценившие конъюнктуру и в нужный момент вложившие деньги в выбранное вино, могут выиграть 30–50% будущей рыночной цены. Известны случаи и более чем двукратного роста цены по сравнению с уровнем en primeur. Но в любой спекуляции есть доля риска, поэтому иногда надежды инвесторов не оправдываются.
В течение 40 лет практика дегустаций en primeur распространилась по Франции и Италии (где получила известность под названием «антеприма»), отозвалась эхом в Испании и Португалии и вот наконец дошла до России.
У нас это не могло произойти раньше хотя бы потому, что правду об урожае здесь не принято говорить вслух. И причина вовсе не в сентиментальности виноделов или ложно понятом профессиональном достоинстве. Просто, замалчивая подробности, связанные с качеством и объемом собранного урожая, российские виноделы оставляли себе пространство для маневра и по своему усмотрению использовали пресловутый «балк» — импортный виноматериал, ввезенный наливом и впоследствии продаваемый как вино России.
Новый закон о виноградарстве и виноделии, вступивший в силу прошлым летом, лишил наших виноделов столь соблазнительной возможности. Зато перспективы общения с потребителями в традициях новой искренности открылись перед российскими виноделами во всей своей привлекательности. Первый фестиваль российских «примёров» — очень хорошая новость, означающая, что компании готовы говорить о своем вине серьезно и откровенно, даже если разговор окажется непростым. И брать на себя ответственность за всех, кого приручаешь.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Маркетинг и реклама
- →
- Аналитика
- →
- Дегустация с Маленьким принцем
Аналитика
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат