Фавикон
Фавиконки помогают пользователям различать сайты во вкладках браузера, закладках и поисковой выдаче. Классический размер фавиконки раньше составлял 16х16 пикселей. Когда появились мобильные устройства, стало можно сохранять сайты не только в избранном, но и на домашнем экране. Для этого потребовались иконки других форматов, причём разные для разных устройств. Современные требования к фавиконам: 120х120 пикселей или векторный формат svg. Мы не создаём вручную отдельные иконки под каждую операционную систему, а пользуемся генератором фавиконов, обычно этим: realfavicongenerator.net Дизайн страницы 404
Когда посетитель пытается попасть на страницу, которой нет на сервере, ему показывается ошибка «404 Not Found». Стандартная страница 404 в браузере не информативна и никак не связана с вашим сайтом. Сделайте собственную страницу, чтобы разместить на ней ссылки для возврата на главную страницу и перехода в популярные разделы. А уникальный дизайн поможет вам удивить пользователей и немного сгладить неприятное впечатление от ошибки. Превьюшки для расшаривания страниц og:image
Не забудьте, что ваш сайт будут расшаривать в социальных сетях или делиться им в мессенджерах. Используйте возможности разметки Open Graph, чтобы указать изображение для предпросмотра.
Если у вас десятки тысяч страниц, то создание оригинальной превьюшки для каждой будет затруднительным. Используйте в качестве такого изображения самую показательную картинку на странице, например фото товара или обложку книги.
Популярный в России проект о символах и Эмоджи unicode-table.com содержит 1,5 миллиона страниц. Для него мы сделали автоматическую генерацию превьюшек сразу с заголовками и фоновыми картинками.
SSL-сертификат
Даже если вас не сильно беспокоит безопасность посетителей и их персональных данных, то Яндекс и Google внимательно следят за этим. Поисковики настоятельно рекомендуют передавать данные только по протоколу https.
Если у вашего сайта есть SSL-сертификат, браузеры покажут значок замка в адресной строке. Таким сайтам доверяют пользователи, а Google учитывает наличие протокола https как полноценный фактор ранжирования. Говоря человеческим языком, без сертификата вы не добьётесь высоких позиций сайта в поиске.
Как подключить SSL-сертификат? У большинства хостингов сертификат подключается нажатием одной кнопки. Но предварительно ваш сайт нужно технически подготовить. Для этого необходимо поменять все ссылки, начинающиеся с http, на https и настроить автоматический редирект сайта со старого протокола на новый, безопасный. Файл sitemap.xml
Sitemap (карта сайта) — это инструмент, который помогает поисковым роботам разбираться в структуре вашего сайта и гораздо быстрее обходить все страницы.
Как узнать, что на вашем сайте всё в порядке? Допишите после адреса /sitemap.xml и убедитесь, что файл есть. Заодно проверьте, что он показывает реальную структуру сайта. После чего скормите его поисковикам через Яндекс.Вебмастер и Google Search Console.
Что делать, если файла нет? В большинстве CMS есть модуль, отвечающий за работу с картой сайта. Файл sitemap.xml может генерироваться по-разному: автоматически после внесения любых изменений; по планировщику (раз в сутки); или принудительно, по нажатию специальной кнопки. Постарайтесь найти этот пункт в настройках вашей системы управления. Если не нашли, то установите необходимый плагин.
Если у вас небольшой статический сайт без системы управления, используйте любой генератор карт сайта. Мы чаще всего пользуемся этим: xml-sitemaps.com Файл robots.txt
Robots.txt — ещё один важный файл, про который всегда забывают. Он даёт указание поисковым роботам о главном зеркале сайта и о том, как его индексировать. С помощью него можно закрывать от индексации весь сайт или его отдельные разделы. Чаще всего закрывают от индексации страницы результатов поиска и пагинации, корзину, личный кабинет, системные файлы и каталоги.
Если разработка велась на тестовом домене, и в корне сайта лежал файл robots.txt, запрещающий индексацию, убедитесь, что разработчики не только перенесли все файлы сайта на рабочий хостинг и подключили основной домен, но и отменили в файле robots.txt запрет на индексацию.
Как узнать, что этот файл у вас есть? Допишите /robots.txt к адресу сайта и убедитесь в его наличии.
Как проверить, корректно ли он составлен? В Яндекс.Вебмастере, в разделе «Инструменты» выберите пункт «Анализ robots.txt» и посмотрите, есть ли ошибки. Счётчики посещаемости
Создание сайта всегда преследует какую-то цель. Недостаточно просто запустить сайт и нагнать туда трафик. Нужно уметь собирать и анализировать данные о поведении пользователей, на основе которых в дальнейшем принимать бизнес-решения.
Для того, чтобы отслеживать эффективность работы сайта, установите коды счётчиков Google Analytics и Яндекс.Метрики.
Если у вас есть конверсионные формы, не забудьте настроить цели. Целью может быть любое действие: положенный в корзину товар, оплаченная покупка, открытая форма или отправленная заявка. Редирект с www
Главное, о чём вам нужно помнить: www.yoursite.ru и yoursite.ru — это два разных сайта. Определитесь, по какому из этих адресов вас будут находить посетители, и пропишите его в файле robots.txt и Яндекс.Вебмастере.
На сегодняшний день никакого смысла использовать адрес сайта с префиксом www нет. Двадцать лет назад это было технической необходимостью.
Если вы поступили правильно и выбрали вариант без www, то запись в файле robots.txt будет выглядеть так:
Host: yoursite.ru
В нашей практике были клиенты, которые получали постоянные жалобы от посетителей, что их сайт периодически не открывается, и они не могут понять, в чём дело. Оказалось, что люди просто набирали адрес сайта с www и видели там сообщение об ошибке. Поэтому убедитесь, что у вас настроен редирект c поддомена www на основной адрес без www.
У другого клиента в поисковом индексе было сразу два сайта — с www и без. Причём горе-оптимизаторы, которые до нас занимались сайтом, умудрились настроить разные заголовки страниц: одни для ботов, а другие для людей. Естественно, вес сайта в поисковых системах разделился, а пользователи не могли понять в чём дело. Заголовки, тайтлы и мета-описания
Заголовки, тайтлы и мета-описания — это базовая оптимизация. Взгляните во вкладку браузера с вашим новым сайтом и убедитесь, что там написано не просто «Главная страница», а что-то осмысленное.
Более подробные рекомендации, как составлять заголовки, вы найдёте в многочисленных seo-статьях. Политика конфиденциальности
Если на вашем сайте есть формы обратной связи, подписки, регистрации или личный кабинет, значит вы собираете и храните персональные данные пользователей. Чтобы не получить штраф или бан от Роскомнадзора, выполните все необходимые действия, о которых мы рассказали в отдельной статье «Обработка персональных данных (ФЗ-152) для владельцев сайтов. Как не получить штраф и не попасть под блокировку?».
Sergei Asanov, Asanov Agency