«Оз: Великий и Ужасный» (“Oz the Great and Powerful”), 2013 По роману Фрэнка Баума «Волшебник страны Оз» Режиссёр: Сэм Раими Сценарий: Митчелл Капнер, Дэвид Линдсэй-Абэйр Оператор: Питер Дэминг Композитор: Дэнни Эльфман Продюсер: Джо Рот В ролях: Джеймс Франко, Мила Кунис, Рэйчел Вайз, Мишель Уильямс, Зак Брафф, Тони Кокс, Джои Кинг и другие.

Кто бы мог подумать, что название предыдущего фильма Сэма Раими «Затащи меня в ад» окажется пророческим и точно опишет ощущения режиссёра от работы над его последним творением об Изумрудном городе и измученном необходимостью спасти его фокуснике. Это настоящий режиссёрский ад, где вместо сказки получилась унылая инструкция к посудомоечной машине, украшенная цветным логотипом фирмы-производителя. Даже интересно, как много денег можно потратить на создание чего-то столь дешёвого по сути и содержанию.

Голливуд медленно, но верно превращается из фабрики грёз в фабрику слёз. И есть некоторая несправедливость в том, что плакать приходится не магнатам или агентам, вершащим судьбы кинозвёзд, а зрителям, вынужденным верить в то, что фантазия — это летающие на мётлах ведьмы, способные метать молнии во врагов и сочувствующих им чародеев. Порой даже кажется, что стоит снять триде-очки, чтобы двоящееся изображение внесло хоть какое-то разнообразие в угрюмый мир сказочной страны, где повсюду — яркие, большие цветы, пугливые львы и деревья, цветущие розовыми бабочками. Это ж какие тексты нужно вложить в уста героев, чтобы самым живым и трогательным персонажем оказалась фарфоровая девочка?..

Уолт Дисней, чьё имя носит студия, нанявшая Раими для управления миром фантазии, от смущения превратился бы в Микки-мауса и при случае стукнул бы Раими по темечку одним из своих многочисленных Оскаров за то, что Сэм не сумел рассказать зрителям сказку, имея в своём распоряжении все технические и творческие возможности для того, чтобы сделать это с выдумкой и азартом. Фрэнк Лаймен Баум тоже наверняка удивился бы тому, что с его персонажами происходят исключительно не занимательные вещи, а страна Оз в её экранной интерпретации оставляет ощущение раскрытого фокуса, из-за чего магия превращается в обыкновенное мошенничество.

Создание сказочной фантазии только на первый взгляд кажется лёгкой кинематографической задачей. На самом деле игру воображения визуализировать на экране порой сложнее, чем иные ужасы криминального триллера или каскадёрские трюки вестерна. Ведь живое воображение — не в количестве волшебных палочек и ведьм, облачённых в кожаные брюки и красные шляпы, не в трёхмерности изображения, не в яркости цветовой палитры, не в крылатой обезьянке, щеголяющей в таком наряде, словно она только участвовала в пробах на роль портье в «Четырёх комнатах».

Живое воображение режиссёра, который берётся за сказку — это, прежде всего, способность сделать самую простую на свете историю интересной. Не масштабной и впечатляющей, не непредсказуемой и щекочущей нервы, не «великой и ужасной», а интересной — для зрителей и собственных персонажей.

А в фильме Раими, кажется, скучно всем: главному герою, который мечется между собственными амбициями и совестью; добрым и злым феям, чьи волшебные палочки даже им самим кажутся бутафорскими; массовке, сплошь состоящей из добрых жителей Изумрудного города, которые дольше гримировались и причёсывались, чем участвовали в революционно-сказочных событиях. Как же тут не заскучать зрителям, которым вместо сказочной радуги режиссёром предлагаются пятьдесят оттенков нудного.

Лишь упоминание Томаса Эдисона и его «движущихся картинок» вносит в происходящее на экране некоторую живость. По-своему трогательна помощь Оза осиротевшей фарфоровой девочке; горожане милы в своих усердных коллективных попытках создать чудеса и победить злые силы великой иллюзией — в этом «обыкновенном чуде» даже есть настроение, отдалённо напоминающее «Дары волхвов» О'Генри. И всё-таки Раими — не сказочник, не искусный фокусник, а кинематографический жонглёр с большим количеством реквизита. И у него «сегодня не день Бэкхема», когда абсолютно всё валится из рук: сценарий рассыпается на исполненные сказочного пафоса реплики и таскающую тяжести обезьянку со взглядом кота из «Шрека»; художники по костюмам так до конца и не определились, снимают они костюмную фантазию или пасторальные рекламные зарисовки о йогуртах с персонажами из серии «хорошо иметь домик в деревне». Ведьмы из воплощения зла превратились в карамельных валькирий, а их изгнание из волшебной страны свелось к краткому спецкурсу «занимательная физика» и кружку «умелые руки».

Киносказка — не комикс. Здесь одной любовью фанатов к персонажам и удачным кастингом не обойдёшься. Раими сплёл сказочную паутину, но так и не потрудился сделать её волшебной. Зрителю, попавшему в гости к режиссёру-пауку, хочется не задержаться в Изумрудном городе и узнать о новых приключениях героев, а поскорее смахнуть эту паутину с экрана во время влажной киноманской уборки. Всё-таки замечательно, что Элли, Тотошка, Железный дровосек и Страшила были героями совсем другой истории. И хорошо, что зрителям её рассказали на несколько кинодесятилетий раньше — в те славные времена, когда целлулоидная радуга была действительно красочной, а песни о ней — мелодичными.

Но не стоит отчаиваться: однажды магия вернётся на большой экран, хороший режиссёр-сказочник появится и даже получит многомиллионный бюджет на съёмки. А пока мы его ждём, стоит выпить чашечку ароматного кофе, посмотреть киноклассику и в преддверии весны перечесть Туве Янссон, которая, в отличие от Сэма Раими, умела рассказывать сказки:

Перед Волшебником выстроилась длинная очередь жителей леса, которые пищали, смеялись, ворчали, гоготали. Всем хотелось что-нибудь загадать. Волшебник был в радужном расположении духа, и кто загадывал глупо, мог перезагадать. Танцы разгорелись с новой силой, в сад выкатили новые тачки с оладьями. Хемуль без передышки бабахал свои фейерверки, а Муми-папа вынес мемуары в роскошном переплёте и зачитывал вслух отрывки о своём детстве. Никогда ещё в Муми-доле не пировали с таким размахом. Ах, как сладко всё съесть, всё выпить, обо всём поговорить и до того наплясаться, что усталые ноги еле несут тебя домой в тихий предрассветный час — спать, спать! Волшебник улетит на край света, а мышь заберется под свою травяную кочку, но и тот и другой будут одинаково счастливы. И, пожалуй, счастливей всех будет Муми-тролль, который вместе с мамой пойдёт домой через сад на рассвете, когда померкнет луна и листву всколыхнет утренний ветерок с моря. В Муми-дол вступает прохладная осень, и так надо потому, что без неё не бывает новой весны.

Любите кино.

Автор статьи: Надежда Заварова