Режиссёр Уолтер Хилл даже среди западных фанатов олдскула не известен нынче ничем, кроме как случайным продюсированием (в длинном ряду других фигур) франчайза «Чужие», в роли закапывания которого в гроб роль продюсеров невозможно переоценить. У нас же он вообще не известен, зато известен его главный фильм, который стал у нас культовым ещё тогда, в эпоху видеосалонов, и за прошедшие годы эта слава не угасла.

Железный Арни в ушанке и бане, «капитализмус», «хулигяны» и «какие ваши доказательства» прочно растащены на цитаты и успешно применяются в любительской и профессиональной кинокритике до сих пор. Имеется в виду развесистая клюква по имени «Красная жара», роль которой в советско-американских взаимоотношениях тех времён тяжело переоценить. Кто там был режиссёром? Да какая разница! А режиссёром был Уолтер Хилл. Какое это имеет отношение к предмету нашего сегодняшнего обсуждения? Да никакого.

Кроме, разве что, того факта, что кроме Слая, Арни и прочих посыпающих всё вокруг песком, но всё ещё славных парней из двухсерийного капустника «Неудержимые», в Голливуде есть целая когорта подзабытых граждан, которых по инерции вписывают в титры очередного «Прометея», дают денег на поддержание штанов, но ни почётных оскаров, ни звёзд на аллеях славы им не светит, как не светило и тогда. Но парни эти ещё ого-го! И они завсегда готовы снова в бой, только позови.

А тут мимо пробегает такой Джоэл Сильвер, продюсер-многостаночник, начинавший карьеру ещё на «Коммандо» и «Смертельном оружии», о, слушай, чувак, у меня тут один шикарный сценарий завалялся, сейчас таких не делают, как в старые добрые, эх, прокачу! В итоге продюсер-сам-себе-сценарист, продюсер-сам-себе-режиссёр и просто продюсер берутся за руки и идут к Сталлоне. Мол, чувак, тряхни стариной, смори, как серьёзно завернули посоны!

А и правда, по мрачному (и в основном ночному) Новому Орлеану толпами бродят наёмные убийцы и их внебрачные дети, продажные копы и их напарники-корейцы, боссы мафии и просто боссы, а также Джейсон Момоа с присными, и все друг дружку кидают и палят бесперечь, норовя попасть в голову, вызывая встречные вопрос, как в этом франкофонном мире татуировщиц, проституток и барменов вообще осталось за столько лет разудалой понизовой вольницы хоть какое-то население.

Впрочем, этих вопросов не задаёт себе герой Сталлоне — когда кончатся те местные, кому можно стрелять в голову, понаедут новые из Нью-Йорка. А вот и они, кивает сам себе Слай и прицеливается.

Стилистика аутентичного нуара тут не норовит скатиться в пародию, ограничиваясь планами и ракурсами, как то было недавно у Рубена Фляйшера и Кристофера Маккуорри, благо оригинальный комикс даёт давно не бравшему в руки шашек Уолтеру Хиллу достаточно точек опоры, а идёт дальше, составляя уже и бодрые диалоги-перепалки, оставляя место патентованному юмору «а-ля восьмидесятые» ну и вообще полёту фантазии.

Другое дело, что большая часть оной остаётся уделом сидящих по эту сторону белой простыни, а по ту сторону экрана резвится разве сбежавший со съёмок «Конана» и «Игры престолов» Джейсон Момоа, которого и в современном костюме по-прежнему интересует драка ради драки, особая мотивация ему ни к чему. Как говорится, моя Рвалин, моя рвать.

Персонаж же Сталлоне шляется себе по барам, где пьёт принесённое с собой и платит только за аренду стакана. Ну, или собирает в подполе из покраденной во времена бурной молодости «си-четыре» самопальные бада-бумы. И сколько заезжему корейцу вокруг не виться, толку чуть, если не считать пару свежих пулевых ранений в голову. Так что даже сидящим в зале с самого начала понятно, что поднять с одра татуированного старикана может только новая серия «Неудержимых» или же неловкие действия главгада и его ручного момоа.

Главгад тоже смотрел боевики восьмидесятых, хоть сам будто и сбежал из скольки-нибудь друзей Содерберга, поэтому он изо всех сил строит коварный план и… ворует дочуру Слая. А всё потому что надо было смотреть не олдскульные пострелушки, а свежую фильмографию продюсера Бессона. Воровство дочур нынче в моде, жаль, в основном плоховато заканчивается.

Когда дым от традиционного «гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына», наконец, рассеивается, выясняется, что все, кто выжил в Новом Орлеане во время наводнения, успешно полегли от рук гневливого Слая, включая несчастного корейца, который выжил-то лишь благодаря не задетому мозгу, а сам Слай стоит в позе молотобойца с пожарным топором в деснице, а напротив него всё та же момоа с аналогичным топором и немым укором на лице. Далее следует монолог про бабушку, юрьев день и долбаных викингов.

Как всегда у олдскула, стоит авторам немного недобрать тротила и пафоса, как изо всех щелей тут же начинают переть сценарные благоглупости. Все эти сентиментальные убивцы хороши, когда с дымящейся «береттой» и под проливным дождём, или на фоне ядерного взрыва. Но в виде осунувшихся одиноких алкоголиков им нужен такой сценарий, какой был у фильма «Рестлер», то есть современный, богатый деталями и интонациями, а не дующий в одну дуду на протяжении полутора часов.

Так что свои ностальгические слёзы новый фильм Уолтера Хилла, конечно, соберёт на видео, но в кинотеатрах этот выхолощенный в содержательной части олдскул с примесью комикса вызывает вопросы даже не к качеству, а к целеполаганию. Авторы хотели тряхнуть стариной? Ну, тряхнули. И что? Нам-то что с этим всем теперь прикажете делать?

Вот такое кино.

Автор статьи: Роман Корнеев