«Охотники на гангстеров» (“Gangster Squad”), 2013 Основано на цикле статей и книге Пола Либермана «Байки гангстерского отряда» Режиссёр: Рубен Фляйшер Сценарий: Уилл Билл Оператор: Дион Биб Композитор: Стив Яблонски Продюсеры: Рубен Фляйшер, Дэн Лин, Кевин Маккормик В ролях: Шон Пенн, Джош Бролин, Райан Гослинг, Эмма Стоун, Джованни Рибизи, Ник Нолте, Роберт Патрик, Майкл Пенья и другие.

Новомодная ретромания имеет понятные причины — сценарный кризис никуда не девался, несмотря на все «чёрные списки», и хорошо если экранизации завтра подвергнется не пивная этикетка, а какая-никакая внятная история, а основана она на публикациях Wired или «Лос-Анджелес Таймс», уже и неважно. Отличительная черта всей этой публицистики (или литературы, как, например, в случае с «Самым пьяным округом на свете») — это «сильно прошедшее время». Право, писать про современность в паст-перфекте не получается, отсюда и тяготение к ретроспекции: даже свежеанонсированный байопик о Джобсе вновь основан на самом раннем этапе его творческого пути.

О прошлом вообще писать и снимать очень удобно, потому что жанровые клише для каждого десятилетия давно сформулированы и подробно расписаны в голливудских самоучителях для киношкол, не всем быть Финчерами, изобретающими для эпохи отдельный киноязык, как раз коммерческий Голливуд такого не любит и не ценит.

Потому в основном лепят по канонам. И приобретают порой эти экранизации самые причудливые формы — вот почему Рубена Фляйшера, уставшего ждать запуск своего «Зомбиленда 2», потянуло вдруг на взрослую гангстерскую драму? А почему нет? Запаса «магнумов» и шляп на складах хватит ещё на два поколения режиссёров, софт-фильтры нынче дёшевы, а сценарий, вот же он, доведён до ума очередным голливудским таксистом:

Жил да был неофициальный отряд карателей, действовавший после войны в Лос-Анджелесе против Мики Коэна, подмявшего под себя половину криминального мира города ангелов, и намеревавшегося захапать всё западное побережье, организовав на основе телефонной компании самую большую сеть подпольного тотализатора в истории. Действовал тот отряд с переменным успехом и довольно грубыми методами, особой славы не снискал, а когда Мики Коэна посадили за убийство, был потихоньку распущен, пока газетчики не пронюхали.

Особых вопросов, как это снимать, не было ни у продюсеров, ни у Рубена Фляйшера. Стилистически бери за основу что угодно — от «Однажды в Америке» по сериал «Безумцы» включительно, известный последователь системы Станиславского Шон Пенн сыграет как надо, остальной состав тоже подобран сильный, а что режиссёру ближе совсем другие сюжеты — это уже дело десятое.

В итоге первые полфильма съёмочная группа не спеша пробует ногой воду и, зажмурясь, входит в эту реку, пытаясь сообразить, уже можно плыть или там ещё метров двадцать отмель. Главгерои красуются с сигаретой в руке (по нынешним временам это уже само по себе нахальство на уровне продукции отмороженного канала HBO), ведут духоподъёмные беседы о коррупции, уводят у боссов мафий симпотных девок, накрайняк рассуждают о том, что приоритетнее — ребёнок в пузе, свежепочиненный велосипед или Мики Коэн на свободе.

И тут потихоньку собирающаяся команда линчевателей без отрыва от барбекю дружно приходит к мысли, что раз уж мы тут все тут такие отморозки собрались, то «я дерусь, потому что дерусь».

Из последних сил держится только персонаж Гослинга, который так увлечён Эммой Стоун, что ему по барабану и Мики Коэн, и вообще работа в полиции. Ради того, чтобы он достал ствол, приходится даже поубивать целого мальчишку-чистильщика. После этого единственным действительно аутентичным стилистике гангстерской саги (или, если хотите, нуар-детектива, все эти рассуждения про войну и общая атмосфера лени в кадре — оттуда, настоящего частного детектива всегда приходится заставлять действовать) остаётся только боксёр-телохранитель, который до последнего всех предупреждал, а после — не отступил.

Ну, и сам режиссёр Фляйшер. Он честно пытается снимать «своё кино», другое дело, что выражается вся эта фига в продюсерском кармане исключительно внезапной клоунадой — то бампер оторвётся, то полицейские в казино окажутся. Все эти элементы комедии положений смотрятся на фоне остального произносительного пафоса подобно вставному зубу — жевать им нужно осторожно, а людям лучше совсем не показывать.

А что же тогда показывать? Главным сюжетным ходом всего фильма остаётся сначала размещение, а потом обнаружение «жучка». Ход для гангстерской саги и тем более нуара очень рискованный, поскольку вытянуть из него хоть какой-то психологизм не получится, в этом смысле куда интереснее крошечная (и в общем не достоверная) сцена допроса уличного барыги. А уж когда дело доходит до «хитрого плана» Мики Коэна, решившего сбрызнуть нашим радиолюбителям хвост керосином, тут и вовсе начинается что-то долгое, вязкое и раздёрганное. То есть финал.

С одной стороны — экшн пополам с рассуждениями о добре и зле, на этом Голливуд всегда успешно выезжал. С другой — а рассказывать-то и нечего. Ну, постреляли, даже, на потеху публике, морду друг другу набили. Но это не история, это просто набор сцен, слабо связанных друг с другом стилистически и по темпераменту.

Общая у фильма разве что картинка, со времён царапающего глаз перецифрованного в умат «Джонни Д» работать с картинкой голливудские супервайзеры научились преизрядно, и временами даже начинает казаться, что перед нами настоящая история охотников на гангстеров. Но увы, дальше «томми-ганов» тут дело не дошло.

Любите кино.

Автор статьи: Роман Корнеев