«Экипаж» (“Flight”), 2012
Режиссёр: Роберт Земекис
Автор сценария: Джон Гэтинс
Оператор: Дон Бёрджесс
Композитор: Алан Сильвестри
Продюсер: Роберт Земекис
В ролях: Дэнзел Вашингтон, Келли Райлли, Брюс Гринвуд, Дон Чидл, Джон Гудман, Мелисса Лео, Джеймс Бэдж Дэйл и другие.
Возвращение Роберта Земекиса в ряды режиссёров игрового кино стало одним из событий 2012 киногода, несколько затерявшимся на фоне остальных, но оттого лишь более важно не обходить его стороной. Все мы помним, как с началом нового века живой классик предыдущей декады, всегда тяготевший к новым технологиям, но до тех пор державший себя в руках, головой вперёд нырнул в откровенно второсортный мо-кап, отчаянно пытаясь всем что-то доказать, но три раза подряд оказываясь лишь с очередным дорогущим полумультфильмом на руках. Смотреть на это было мало удовольствия, но к счастью, бесконечно это продолжаться не могло (за что отдельное спасибо Кэмерону), и летом прошлого года, после окончательного закрытия «Диснеем» его многострадальной анимационной студии, как раз разменявший седьмой десяток Земекис вновь оказался на перекрёстке, где в каждом направлении было то или иное «живое» кино.
Ненадолго задерживаясь в прошлом, стоит заметить, что до его технологических экспериментов Земекису гораздо лучше удавалось быть автором своего времени — больше влияния в большом американском кино в то время было только у Спилберга, а невероятно успешные «Форрест Гамп» и «Изгой» точнее всего прозвучали среди сентиментальных, но прочувствованных студийных драм девяностых. С «Экипажем» режиссёр в итоге не стал заморачиваться и снял его так, будто двадцатый век так никогда и не заканчивался, а со времён «Изгоя» не прошло и дня. И всё бы ничего, если бы не само кино, требовавшее менее простого подхода к делу.
Там, где «Гамп» и особенно «Изгой» правильно делали, что ничуть не стеснялись собственной драматургии, главный конфликт в «Экипаже» — не внешний, но сугубо внутренний, и требующий соответственного авторского чутья и сдержанности. Именно с последним у Земекиса, как и у сценариста Гэтинса, один взгляд на фильмографию которого также о многом говорит потенциальному зрителю, неминуемо появляются проблемы. И выливаются они по итогам действа, среди прочего, в откровенно неуместный религиозный подтекст («слава Иисусу!»), подозрительно смахивающую на одноногий рояль в кустах героиню Келли Райлли и врубание на полную громкость «Сочувствия к дьяволу» каждый раз, когда в кадре появляется Гудман, изображающий фарсовую смесь своего Уолтера Собчака и бриджесовского Чувака одновременно.
Нет, сценариста и режиссёра нельзя обвинять в том, что они выбрали лёгкий путь — всё ровно наоборот, ибо здесь ничего не было бы проще, чем поставить во главу угла противостояние героя Вашингтона и требующего его головы прокурорского состава в суде, после чего доить этот конфликт все два с лишним часа, а заканчивать пафосным чтением морали в кадр. Без последнего тут не обходится, но эти финальные 10 минут — главный и почти единственный серьёзный недостаток фильма, в котором герой почти час хронометража сидит в сельской глуши и общается с благодушно настроенными к нему людьми, пока про результат его токсикологии все, включая героиню Мелиссы Лео, знают, но готовы благополучно забыть.
И действительно, будучи фильмом не про пилота, неосторожно выпившего перед полётом и попавшего в неприятности, но про пилота, давно и прочно являющегося алкоголиком, «Экипаж» не нуждается в людях-антагонистах — Вип Уитакер, не способный посмотреть в глаза полному холодильнику выпивки, а потом отвести взгляд, и есть сам себе главный враг. Вашингтон отыгрывает эту историю о зависимости без единой фальшивой ноты, проблема лишь в частоте, с которой фильм либо нагоняет пафоса, либо вовсе уходит куда-то в сторону. И лучшая сцена фильма, за исключением блестящего эпизода аварии, это та, что наиболее уместна в нём в качестве примера старомодной земекисовской драматургии — ночной диалог трёх сведённых вместе, заблудившихся и имеющих разные шансы выбраться людей на больничной лестничной площадке. Принадлежит она, что интересно, вовсе даже не Вашингтону, но Джеймсу Бэджу Дэйлу в роли больного редкой формой рака.
Что же до Земекиса, снявшего это кино чуть не на спор, пообещав жене так вот хитро расстаться с выпивкой самому, вышел он из этой авантюры если не былым мастером, то, по меньшей мере, матёрым профессионалом — его уверенность в себе, когда дело доходит до постановки 140-минутной диалоговой драмы, передаётся в зал и играет немалую роль в том, чтобы фильм воспринимался каким угодно, только не скучным. Звучит почти как сомнительный комплимент режиссёру с таким резюме, но «Экипаж» на самом деле стоит ценить если не за все результаты, то уж точно — за амбиции и замысел, ибо кто знает, снимет ли Земекис ещё хоть одну небольшую персонажную историю в каком угодно виде. Другое дело, что бы он ни снял следующим, ему отнюдь не помешает лучше адаптироваться к временам — а иначе все настоящие достижения так и останутся в прошлом веке.
Вот такое кино.
Автор статьи: Никита КОМАРОВ
Рецензии
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
Экипаж: Взлетел, выпил, в тюрьму
Оригинал
Kinokadr.ru