Современные зрители так привыкли к серьёзным комиксам, что классическая шуточная экранизация «диалогов с картинками» может показаться им бутафорским виноградом на киноманском столе, и без того ломящемся от разнообразных целлулоидных яств. Кто бы мог подумать, что Депардье с фигурой Шалтая-Болтая, характером царя Леонида и косичками Анжелики в изгнании — это успешная французская франшиза. А бывает и такое — уже которой год она живёт по однажды установленным законам и даже не думает меняться, и главный из них: соединить историю с шутками-прибаутками — смешать, но не взбалтывать.

Такой нехитрый коктейль любят многие, а французские кинобармены только и успевают делать всё новые и новые порции, игриво подмигивая прокатчикам, и едва слышно напевают песню Высоцкого: «Мы кое в чём поднаторели — мы тарелки бьём весь год, мы на них уже собаку съели, если повар нам не врёт».

К слову, они «собаку съели» в буквальном смысле, а врут в этой истории только составители синопсисов из дистрибьюторских компаний. В 99 из ста опубликованных синопсисов заявлено о героических приключениях друзей-галлов и их знаменитой собачки. А что получается? Собачку оставили дома, ограничившись проникновенной беседой Жерара Д. с его верным четвероногим другом. Что ж, «все врут!»

Собственно, даже Юлий Клеопатрович Цезарь не всегда честен и готов по-своему истолковать любой исторический факт. А как иначе, если где-то он «бросает жребий» и «переходит Рубикон», а здесь проигрывает сражение двум галлам и одной бочке, в которой — то волшебное зелье, то любимый напиток жителей прекрасной родины доктора Нилы Разготры.

Честно говоря, удивительно, что никто из персонажей «Скорой помощи» не спасает пострадавших на поле боя. Учитывая буйную фантазию сценаристов и их более чем вольное обращение со временем и пространством в кадре, врач из знаменитой медицинской телесаги вполне органично смотрелся бы среди людей, которые живут во времена Юлия Цезаря, одеваются в костюмы XIX века и танцуют под музыку века ХХ.

Всё это может показаться забавным тем, кто помнит об особенностях описываемой франшизы, а она всегда была такой: ветреной в своём лёгком флирте с исторической достоверностью и добродушной в общении с собственными фанатами. Хотя порой все персонажи смахивают на ряженых, стиснув зубы веселящихся на каком-то печальном балу, где закончилась выпивка, а музыкантам надоело играть.

Но вновь звучит одна дерзкая шутка о галлах или крупным планом снята подчёркнуто комичная гримаса Жерара Д. в стиле Луи де Фюнеса — и бал из унылого массового мероприятия превращается в феерический новогодний утренник, где актёры надели свои лучшие костюмы из всех сказок сразу и веселят детишек: те ждут Деда Мороза, а вместо него — по древнеримской традиции — приходит Юлий Цезарь. И пока великий завоеватель осваивается среди вечно молодых звёзд европейского кино, зритель получает новую порцию юмористических зарисовок французских сценаристов на тему английских традиций и характера.

Актёры явно получают удовольствие от съёмочного процесса, ведь не так часто выпадает шанс сыграть в чём-то таком абсурдном, забавном и главное прибыльном. Конечно, основная заслуга продюсеров картины заключается в том, что зубры звёздного Булонского леса — Жан Рошфор, Катрин Денёв и Жерар Депардье получают хорошие гонорары за простое присутствие в кадре, потому что их роли предполагают не игру, а обаятельное позирование. Вив ля Франс! Страна, где ни одна кинозвезда не остаётся безработной!

Катрин Денёв играет британскую королеву, которая на примере собственных питомцев доказывает зрителям, что не всех собак съели озорные сценаристы: некоторых они просто покалечили, сбросив на царственных псов большой римский камень. Однако ещё в трейлере всем показали, что ни одно придворное животное во время воплощения изощрённых сценарных гэгов не пострадало.

Остальные шутки тоже предсказуемы: британцы вежливы и чопорны, галлы — веселы и игривы, прочие длинноволосые воины — брутальны и бесстрашны. Сдержанность против обольщения, смелость против хитрости, страх против истинных джентльменов, любовь против приличий, зелье против «файв-о-клок» кипятка: звучит словно реклама дневного сериала на некоммерческом итальянском телеканале. А речь по-прежнему идёт о предельно коммерческом французском блокбастере — семейном кино о дружбе Жерара Д. с белокурым Астериксом, роль которого, по воле продюсеров, опять исполнена новым актёром. Никакой стабильности в этой их глазированной древности!

Вот и Цезарь волнуется: выпустили его с флотом на потеху галлам. А сценаристы на императорские переживания — никакого внимания: знай себе жонглируют историческими фактами да посмеиваются. Странно, что они не додумались усадить Юлия Клеопартровича у камина с бутылкой шампанского и вложить ему в уста: «И ты, брют!» А ведь было бы вполне в духе иногда весёлых, а порой вымученных шуток фильма. И ничем не хуже всем звёздным кастингом обыгранной шутки «будьте с ней откровенны, вам надо перед ней полностью обнажиться».

Но уязвлённому самолюбию Цезаря вполне достаточного и приключений Астерикса, где он — великий император — не только не побеждает, а в очередной раз вынужден ретироваться. И вся его жизнь сводится к неизбежному: пришёл, увидел и немедленно выпил.

Есть ли будущее у франшизы? Конечно! Ведь ещё столько путешествий во времени могут совершить неутомимые галлы-собачники. Как показывает практика, в этой истории заменить можно любого, кроме старины Жерара. А мсье Д., подобно герою старого анекдота, знает толк в извращениях: в ближайшие годы он не намерен отказываться от ролей: ему всегда будут нужны деньги на ремонт мотоцикла и новые виноградники.

Французские кинематографисты традиционно отличаются способностью сделать из самого нелепого материала нечто лёгкое и забавное. Новые приключения Астерикса и Обеликса — живое тому подтверждение. Но иногда так хочется, чтобы авторы перестали эксплуатировать врождённый шарм французского кинематографа и просто написали хороший, смешной сценарий.

Это вдохнуло бы в целлулоидную версию знаменитых комиксов новую жизнь. Но совершенно очевидно: если очередная серия галльских юмористических боёв без правил с историческими личностями соберёт хорошую кассу, новая серия будет как две капли воды похожа на предыдущую. Законы рынка безжалостны — даже когда публике настойчиво предлагают тёплую минеральную воду, а зритель, сидя в зале под палящем солнцем массового кинематографа, мечтает о том, чтобы ему, наконец, подали прохладный брют.

Вот такое кино.

Автор статьи: Надежда Заварова