«Эволюция Борна» (“Bourne Legacy”), 2012 По мотивам трилогии Роберта Ладлама и фильмов Дага Лимана и Пола Гринграсса Режиссёр: Тони Гилрой Сценарий: Тони Гилрой, Дэн Гилрой Оператор: Роберт Элсвит Композитор: Джеймс Ньютон Ховард Продюсеры: Патрик Кроули, Фрэнк Маршалл В ролях: Джереми Реннер, Эдвард Нортон, Рэйчел Вайз, Скотт Гленн, Альберт Финни, Дэвид Стрэтерн, Джоан Аллен и другие.

Разумеется, главной причиной появления подобных фильмов служит жадность продюсеров. Пусть книжки Ладлама кончились, пусть с Гринграссом, особенно после провала «Не брать живым» договариваться никто не хочет, а Дэймон без Гринграсса участвовать в проекте не желает, но разве мало вокруг талантливых голливудских таксистов для написания сценария и не менее талантливых официантов, чтобы сыграть кого-нибудь вроде Борна? Права на персонажа у нас есть, как-нибудь выплывем, где наша не пропадала.

Обычно из всего этого получается «Вспомнить всё», в лучшем случае — «Терминатор 4», даже если продюсеры очень постараются не облажаться. Исключения есть, но они все, как правило, лежат в плоскости создания чего-то принципиально иного, как это было с нолановской концепцией «серьёзного комикса». А вот примеров суперуспешного «прямого наследования» навскидку и не вспомнить, разве что такие фанатские римейки как «Кинг-Конг» Питера Джексона.

Впрочем, ни одного продюсера эта незадачливая статистика ещё не остановила, каждый первым делом говорит себе «ничего страшного, просто они всё делали неправильно, а мы — сделаем правильно». И действительно, если вспоминать процесс производства «Наследия Борна» (именно так называется фильм, что бы себе ни думали отечественные прокатчики), то откровенных ошибок не заметно.

До последнего велись переговоры с Дэймоном, чтобы тот появился хотя бы в камео. И они даже дошли до того, что если четвёртый фильм получится достойным, то в пятом Дэймон таки появится. Режиссёром взяли Тони Гилроя, который работал над сценариями классической борниады, а впоследствии засветился постановкой таких в чём-то близких по жанру фильмов, как «Майкл Клейтон» и «Ничего личного». Оператором тот пригласил Элсвита, на тот момент оператора «Нефти» (на минуточку, «Оскар» за лучшую операторскую работу), и более близкого жанру боевика «Солт». Ко всему, полгода назад вышла ещё и успешная во всех смыслах новая «Миссия: невыполнима», на которой тоже работал Элсвит.

Ну, и главная роль. Реннер после оскаровской эпопеи с «Повелителем бури» в жанровом кино стал фигурой знаковой (взять хотя бы вселенную «Мстителей»), и даже чуть не сумел подвинуть с главных ролей «Миссии» самого Тома Круза, в общем, если не этот парень сдюжит заменить Дэймона в его собственном франчайзе, то кто.

Гилрой тоже не будь дурак, скорее всего сразу поклялся продюсерам, что знает методу Гринграсса на ять, и будет строго следовать ей, не поря отсебятины. Это было нетрудно даже в отсутствие книжного прототипа. Метод построения сюжета был выбран простой — будем как можно больше говорить в третьем лице — перескажем сюжет последних полутора «Борнов» новостными вставками, процитируем пару эпизодов (сам Борн даже мелькнёт пару раз в виде фотокарточки на паспорт), пригласим в камео Финни, Стрэтерна и Аллен, а сами потихоньку покажем будни «более другой» суперагентской программы «Аутком», в которой агентов не заставляют всё забыть, зато крепко подсаживают на специальную генномодифицированную дурь, пока у тех жабры не начнут вырастать. Шутка.

Далее просто — агрессивная камера, рваный монтаж, широкая география, бегающие по коридорам цереушники, мучительно пытающиеся подчистить всё, где успел наследить Борн. А Реннер между тем всё идёт по коридору. То в горы полезет, то в проруби искупается, и только и успевает, что хавать синие и зелёные таблеточки.

А у него, между прочим, любовь. К медичке в процедурном кабинете, что так ласково хватает его за всякое, даром что видит в нём не человека, а подопытное. И тянулась бы эта история до бесконечности, прерываясь лишь на новости о Борне и очередную пробежку под речитатив «чорт, я опять не успею сдать мочу на кровь», пока однажды, где-то к середине фильма, спеца по имена Аарон Кросс не приговорят к зачистке вместе со всей программой «Аутком». Ну, и врачиху впридачу. Как говорится в таких случаях, это и была их ошибка.

Стоп, погодите, как «к середине фильма»? То есть полфильма ничего толком не происходит? Ну да. Так и есть. В основном там жрут таблетки, разговаривают по телефону и бегают от волков. И это главная ошибка сценариста Гилроя. Он так пристально следит за Борном, что напрочь забывает, что следить надо за Кроссом. А тот не будь дурак, идёт себе и идёт, по горам, по долам. Ему-то чего. Потом словно внезапно просыпается и ну медичек спасать, беспилотники сбивать белкой в глаз, а также рассказывать всем налево и направо, как мол это неприятно, когда ты ниразу не компенсирован, со своими-то базовыми 70ю айкью. И мол, батюшки светы, мне есть, что терять.

Тут видимо все плачут и встают.

Это и есть главная находка для нового героя, вставной номер между цереушными разборками. Мол, Борн ничерта не помнил и был безэмоционален, это контору и сгубило, а Кросс всё помнит, зато в анамнезе он тупой истерик, из других супер-убийцы получаются не очень, сразу начинают Ницше читать и бабочек коллекционировать. Не сказать ещё хужей.

А поскольку Реннер ходит истерит, Рэйчел Вайз тем более истерит, а остальные больше ловят Борна, чем Кросса, оператору тоже становится скучновато, и он успешно снимает красивые горы и прочие небоскрёбы, вместо того чтобы, как положено, снимать «а тут он бдыщ, а там из-за угла та-та-та» и далее по тексту. По сути, весь экшн, который у Гринграсса непрерывно молотит с первых кадров по финальные титры под музыку «Моби», умещается в «Эволюции» на последних двадцати минутах. Это не эволюция, это уже «деградация» какая-то. Да и то сказать, обокрасть усть-задрищенскую фарма-лабораторию, а потом со скрипом сбежать от единственного пущенного вдогонку спеца — это не задача для главного героя. То есть перед нами не сиквел, не римейк и даже не полноценный спин-офф, поскольку ни на то, ни на другое, ни на третье продюсеры и режиссёр не решились. Другое дело, что привыкший к клейтоновской неторопливости Гилрой подставы, похоже, так и не почувствовал, во всяком случае он сделал это достаточно поздно, чтобы ничего уже было не исправить.

Кино же в итоге получилось вполне в стилистике оригинала, и герой симпатичный, но это больше походит на чуть затянутый пилот офигенного, но сериала, нежели на полноценную попытку обновить франчайз. Слишком мало истории, слишком мало экшна, слишком много Борна.

Вот такое кино.

Автор статьи: Роман Корнеев