Комиксы (в своей печатной версии) хороши тем, что их чуть более чем дофига, а потому такое явление как сюжетный «канон» у них с годами растворяется в небытие. За пятьдесят лет своего существования человек-паук Питер Паркер успел побывать всяким — подростком, эмоциональным вьюношем, взрослым учёным, даже в команде «Мстителей» поучаствовал в разных видах под ручку с боевой подругой Мэри Джейн (кто не в курсе, это слэнговое название «косяка»). Поэтому нынче что ни сними, невмиручий Стэн Ли с коварной улыбкой тут же извлечёт соответствующий выпуск иллюстрированного журнала и подтвердит, так всё и было.

Впрочем, вот конкретно со спайди всё довольно просто — как правило он всё-таки в разной степени подросток, подрабатывает любительскими фото главзлодеев, в качестве хобби — плетение паутины и ползанье по стенам нью-йоркских небоскрёбов. А как там у него устроен процесс добывания оной паутины и уж тем более покусания заглавным паучком — дело опциональное, разных версий тот же Стэн Ли успел наклепать преизрядно. Так что дискуссии, мол, надо перезапускать, не надо перезапускать, зачем тех же щей, да пожиже влей, они все в достаточной степени безыдейны — эти сиквелы, приквелы и прочее франчайзостроение суть надёжа и опора комикса как жанра. Чо ж тут теперь тереть попусту.

Так что прикопанный втихаря Сэмом Раими после неудачи с третьей, эмо-серией золотоносный трейдмарк в сине-красных лосинах рано или поздно вполне логично должен был перезапуститься. Как нынче водится — мрачнее, слезоточивее и так сказать «реалистичнее». Хотя какой может быть реализм в истории про чувака, укушенного пауком-мутантом, фиг пойми. Но тут, как говорится, была бы честь предложена, сели, посидели с режиссёром, вроде берётся, молодец какой. Ну значит так тому и быть. Ко всему нынче мода на всякое «инди» (даром что бюджет предполагается под двести миллионов), значит, будем давать народу «инди», с заламыванием рук и длинными диалогами, актёры все будут артхаусные, а реджи вона и так из этих, специалист по летним подростковым мелодрамам. Ну, во всяком случае, так всё выглядело в пресс-релизах. И в первых роликах. А потом, знаете, возникло в киноманском сообществе такое лёгкое тоскливое чувство, что фигня-с получилась. Просто ощущение.

Вы присмотритесь хотя бы к составу сценаристов: Вандербильт — странная смесь будущего «Робокопа», специфических «Лузеров» и гениального «Зодиака», Сарджент — писатель всей первой трилогии ЧП (включая третий фейспалм), Кловз — литературный негр, известный исключительно работой над сразу всеми Гарри Поттерами. Что общего между этими людьми? Какое отношение они все имеют к идее инди-спайди? Непонятно. Да и ролики первые больше походили на фанатское творчество, есть такой жанр, «Бэтман в стиле спагетти-вестерна» или там «если бы сценарий ГП писал Соркин». Ощущение чего-то искусственного, притянутого для смеха за уши, не отпускало.

И продюсеры это тоже сообразили, причём на каком этапе — знают только они, может быть, мягко говоря пёстрый состав сценаристов это результат их вмешательств на разных фазах кования металла, а может быть, основное воздействие случилось уже на пост-продакше, когда и без того пухлый инди-сценарий начали набивать, как подушку пером, разновсякими вставными спецэффектами вроде очередных «тренировок» ЧП или очередных его тёрок с безликими «бандитами». Главное, что результат не замедлил воспоследовать. В один прекрасный момент все без исключения ролики «Необыкновенного Человека-паука» резко сменили тональность на «мы вам сняли боевиг нах». С трубами-гобоями и под дробный монтаж. Общую канву сюжета уже было трогать поздно, но например намекнуть, что родители Питера Паркера были джеймсбонды — почему нет, да и изначально унылого лизардмена, неловко выбранного в главзлодеи, можно парочкой сцен сделать менее унылым. Плюс ударный финал с прыжками и ужимками нарисовать помасштабнее, добавив с трудом стоящему на ногах проекту денег на сиджиай. В общем, перед самым стартом весь этот разрыв аорты уже вроде как можно было смотреть, не плача в жилетку, но те, кто помнил первые реляции, окончательно потеряли всякие ориентиры — что же мы в кино-то увидим?

А в кино получилось ровно то, что могло получиться у подобного проекта — спустя первые тридцать минут чудовищного двух с половиной часового хронометража перед нами предстаёт вполне традиционный Питер Паркер в своей школьной ипостаси, только вместо малахольного Тоби Магуайра перед нами малахольный Гарфилд, ко всему не просто укушенный, но ещё и укушенный в процессе кражи заготовок для будущей собственной паутины. Ах, да, он же ещё и самозваный учёный-генетик (притом что школьник). И фотограф-любитель. И баскетболист. И герой-любовник. Но работать не хочет ни в какую. А хочет жениться на пергидрольной Эмме Стоун (не Мэри Джейн), которая даже визуально рядом с ним смотрится, как королева выпускного рядом с второстепенными персонажами комедии «Мачо и ботан». Вот стоило ради этого огород городить?

А тут ещё подсказанная Питером Паркером формула (почему-то математическая, спёрта в пОртфеле у родителей) быстро и эффективно превращает доктора Добро в доктора Зло. А папаша Гвен Стэйси не желает того ловить, а желает он ловить Челпука. И всё это за первые полчаса. Что же будет происходить остальные два часа, не считая дежурной смерти дяди Бена? Да ничего, мы же смотрим инди-версию, вы не забыли? Время от времени ЧП пинает очередного человека, похожего на преступника, и сдаёт его человеку, похожему на комиссара. Попутно давая люлей копам (статья УК) и получая по балде от профессора Профессора, который, в свою очередь, так жаждет вылечить будущего Зелёного Гоблина от некоей загадочной болезни, что аж хвост отбрасывает. Болезнь, впрочем, сценаристы так и не придумали, наверное, волчанка.

Также время от времени ЧП подкатывает к Гвен Стэйси с целью уже взять её за мягкое, но у той то папа дома, то уроки не выучены, а то семь «злых бывших» на подходе. В общем, полная несовместимость характерами. А тут ещё папашка героический норовит прочитать лекцию о том, как джентльмен должен поступать с блондинками, у которых такая прямая чёлка. Мы тут уже будем кого-нибудь хоронить, или я разнесу эту халабуду вдребезги пополам?

Плюс, вспомните, всё это до кучи засыпано тонной стружки из мелко нарубленных спецэффектов. И юмора. Гарфилд, он когда в маске, то сразу начинает шутить, см. ролики. А ещё он дружит со «злым бывшим». И тот сразу добреет. В общем, к тому моменту, когда на шпиле той самой высотки (при помощи мексиканцев-крановщиков и такой-то матери) разом оказываются все четверо горемык этой истории (плюс призрак дяди Бена), зритель уже не желает знать, где там сидит фазан, чем там всё кончится (благо чо гадать, аннушка уже разлила масло, в смысле пульнула ракету), а желает знать, исключительно, где тут туалет.

Ему уже всё равно, что из Гарфилда ЧП как из Кристен Стюарт оскароносица, исключение составляют пара кадров, где тот сам на себя не похож, так отфотошоплен. Ему всё равно, что чёлка Эммы Стоун чудовищна. Вставной папашка этот ему абсолютно пофиг изначально, тоже мне Комедиант. Про Страшный Секрет Гибели Родителей он помнит как в тумане, так давно это было. Количество раз, сколько с Ифанса слезала его спецэффектная рука, он помнит, но только потому, что выгрыз на каждый случай по зарубке в спинке впереди стоящего кресла. А вот что все крановщики — братишки, это он помнит. Такая вот необычная мораль у сей басни.

Осталось понять, будет ли у неё, такой, продолжение.

Любите кино.