Жил да был режиссёр-новатор Питер Берг, который так ловко снял (один из, кстати, первых в истории жанра) антикомикс «Хэнкок», что казалось, всё, поймал человек удачу за хвост. И сиквел маячил, и продюсерские горизонты были широки как никогда, но неизвестно, что там у них случилось с «Сони/Коламбия», однако «Хэнкок 2» затягивался из года в год (он и до сих пор подвешен ровно в таком состоянии), Берг по старой памяти снимал какие-то сериальные пилоты, ну и всё, тупик. В подобной ситуации наступает момент, когда иной режиссёр согласится снимать что угодно, хоть экранизацию пивной этикетки.

Одновременно жила-была студия «Юнивёрсал», она так долго уже пребывает на чемоданах, что даже вдруг собравшись с силами и запустив проект-тяжеловес, на выходе чисто психологически производит, что называется, «жанровый релиз», в то время как кассу экс-мэйджору делают вполне случайные проекты-самоходы вроде очередного «Форсажа», в которых студия работает скорее банковской ячейкой, нежели творческим коллективом.

Происходит это от неуверенности начальства, рано или поздно начинающего хвататься за всё подряд, чтобы начать с этой писаной торбой носиться, выпучив глаза. Подписать в таком состоянии на проект кого-либо, кроме отчаянно застоявшихся (см. первый абзац) страдальцев не получается никак.

Да и сама идея ещё на входе отдаёт если не бытовым идиотизмом (а зачастую — именно им), то дикой вторичностью, балаганом и да, безбожно задранным бюджетом. Вот ровно так же произошло и с «Морским боем». Была себе «Битва: Лос-Анджелес», кино, мягко говоря, не идеальное, но зато в известной степени оригинальное, нафига понадобилось в пику сухопутным крысам, тех же щей да пожиже влей, переносить ту же историю на море, да ещё и попутно доводя сюжет до полного бреда? Так получилось. Зачем превращать кино про инопланетян в комедию про «армейский способ»? Ну, такие попались сценаристы, как умеют, так и пишут. Да и сама идея экранизировать настольную игру с самого начала отдаёт балаганом.

Тут стоит на секунду отступить в сторону и напомнить, что речь идёт не о классическом «морском бое» где «двухпалубный готов», хотя восходит всё, разумеется, туда, к любимой школьной забаве, а о закопирайченной ещё в далёком 31 году «настольной» игре с карточками линкоров да эсминцев и несколько другими правилами, поскольку там корабли могут перемещаться.

Ну так вот, имеются: страждущий до изгрызенных ногтей режиссёр-новатор, студия, от безысходности готовая на всё, два заряженных сценариста-комедиографа, разнообразный военно-морской хлам в качестве плавучей декорации, некоторое количество актёров на закланье (Джереми Реннер благополучно отказался от главной роли, то-то парень нынче рад), плюс двести лям вечнозелёных.

И полное, по Бекмамбетову, непонимание всех участников событий, что и зачем мы снимаем. Комедия? Боевик? Фантастика? Реклама службы на флоте? Бэз понятия. Да никому и нет до того ни малейшего дела. Люди заняты, чо.

Итак, для начала, берётся ютубовский ролик про незадачливого грабителя и римейкизируется джаст фор лулз. Потом, так же внезапно, действие переносится на борт музейного «Миссури», где опосля неожиданного соккера (в который, надо сказать, в Асашай играют одни девочки), бравые морячки с притопом и прихлопом устраивают военно-морские учения. Чтобы хоть как-то обосновать появление инопланетян, туда же, на Гавайи, пихают ещё и мутный межзвёздный передатчик, и всё заверте.

Первым откровением фильма, помимо местами смешного армейско-флотского бардака, случается тот факт, что падающие с неба на «зелёный свисток» марсиане оказываются тоже флотскими. Со специфическим (видимо, для любых звёздных систем) отношением к делу. Для начала они проэтосамливают (на флоте, как и в армии, нет понятия «потерял») при посадке единственный спутник, видимо, брали мастер-класс у «Роскосмоса». Затем они накрывают куполом целых три (на самом деле — четыре, только тсс) земных лоханки, позволяя тем вволю резвиться на отведённом игровом поле и миролюбиво стреляя только в ответ.

В итоге Лайам Нисон до конца фильма ложится в гамак с инхарктом микадра, одноногая афроамериканская собачка идёт в гору, нервный штатский собирает тревожный чемоданчик, а инопланетяне, как в классике, «собираются позвонить домой». А, ну да, ещё престарелые труъ-морячки ждут своего часа, дабы показать молодым, где морские раки зимуют, тысяча чертей, лопни моя селезёнка.

Плюс вставным номером случается эдакое локальное «Хало» и «Масс эффект» в одном флаконе, поскольку помимо стрельбы по тарелочкам идиоты-пришельцы в качестве «обратки» высаживают коварным землянам ещё и кой-какой десант. Все эти обратки, разумеется, идут из самой идеи «экранизировать тетрис», ну, такие в настольной версии правил игры, равно как и патентованный способ обнаружения противника при помощи сверхсекретных японских буёв у самого побережья Асашай. Ну и пофиг, что вся электроника, в теории, накрылась, приборы секретные, учёные о них могут и не знать.

Вражеские шайтан-машины на вертячем пару — это вообще пародия на всё на свете, по «Матрицу» включительно. В общем, балаган, как и было сказано. И понятно, что рано или поздно в ход пойдёт нечто вроде «биг рашн хаммер» (хотя аутентичного космонавта Андропова фильму явно не хватает), и победа будет достигнута при помощи такой-то матери, и Лайам Нисон таки пошутит свою первую и последнюю шутку, и зануда-братец пойдёт на корм рыбам, и никто о нём не заплачет, ибо достал занудствовать.

Весело? Ну, в некотором смысле. Не пафосно-занудно (чем в первую очередь грешила «Б:ЛА»)? Ну, разве что последние 15 минут этим страдают, хотя и в меру. А ещё нам показали, зачем американские морпехи таскают пресловутые брёвна. А если бы ты нёс патроны!

То есть их ответ нашему «ДМБ» какбэ почти получился, если не считать чудовищного бюджета. Тем более что со времён «Горячих голов» удачных попыток снять американскую армейскую комедию особо и не было. Но. Что это комедия, мы можем только догадываться, ибо из таглайнов на оф. сайтах и трейлеров на них же это никак не следует. Да и то сказать, для комедии юмора в кадре всё-таки маловато, а пафоса — всё-таки многовато.

А вот в качестве военно-фантастического боевика это всё чуть менее чем никак, именно потому что комедия. Идиотизм инопланетян, идиотизм землян, хитровымученное оружие и тактические приёмы обеих сторон поражают даже видавших виды прапорщиков старшин запаса, и смотреть на это без слёз практически нельзя. Даже вполне приятные глазу пауэр-сьюты напланитян, с которых можно руками содрать шлем — это, знаете, да.

По сути, кроме комедийной составляющей, главным достоинством фильма является отсутствие триде, так, знаете, приятно смотреть кино в большом зале и без очков. За это я лично готов простить половину сценарного бреда и вставной номер из «Ананасового экспресса».

Любите кино.

Автор статьи: Роман Корнеев