Дуэт двух комиков, Джина Уайлдера и Ричарда Прайора, пожалуй, один из самых забавных и неадекватных комических союзов конца семидесятых – начала девяностых прошлого века. Сплести воедино белокурого кудрявого еврея (настоящее имя Уайлдера – Джером Зильберман) и ехидного чернокожего пришла в светлые головы голливудских продюсеров не сразу. Поначалу актеры столкнулись на съемках приключенческой комедии с элементами романтики «Серебряная стрела» Артура Хиллера. В той ленте Уайлдер играл первую скрипку, в то время как Прайор был лишь забавным второстепенным персонажем, с которым главный герой встречается уже в последней трети сюжета.

Однако сцены с участием Прайора получились столь удачными, что данная совместная работа запомнилась не только зрителям, но и самим актерам. Прошло четыре года, и уже другой известный кинематографист, первый афроамериканец – лауреат Оскара за лучшую мужскую роль, Сидней Пуатье, пригласил обоих для съемок в отвязной комедии «Буйно помешанные» (1980). У нас эта лента больше известна в переводе «Психи в тюряге», что мало связано с оригинальным названием, зато точно отражает суть происходящего на экране.

…Скип и Гарри – два друга из Нью-Йорка, коих интеллигентный человек назовет эксцентричными чудаками, а простой, незамутненный разумом, гражданин скорее сочтет первостатейными придурками. Скип – драматург, Гарри – актер по призванию, но не по месту работы. Гарри подрабатывает официантом в приличном аристократическом особняке, в то время как Скип подвязался в службе безопасности супермаркета. И если темнокожий официант, прислуживающий «белоснежкам», хоть как-то вписывается в историю американского общества, то еврей-охранник смотрится просто психоделично.

Слава Богу, судьба смилостивилась над нашими героями – их обоих увольняют, причем практически одновременно. Устав бороться с негостеприимным «Большим яблоком», вечно восторженный Скип предлагает приятелю покинуть насиженные места и отправиться на Запад, а затем и в Голливуд, пристанище неудачников, подобных им. Скип искренне верит, что добрым словом можно достичь большего, чем добрым словом и пистолетом, поэтому надеется обрести в краю ковбоев вдохновение и пару монет на жизнь. Скептически настроенный к любого вида аферам Гарри соглашается, и друзья, не теряя времени, отправляются на поиск приключений.

Но, не успев насладиться отдыхом, Скип и Гарри крупно вляпываются. Если быть точным, на 125 лет тюремного срока каждый. Всё дело в том, что приятели решили подзаработать в банке, устраивая для посетителей рекламные театрализованные представления. Пока новоявленные гении маркетинга обедали, настоящие грабители из числа местного быдла переоделись в их костюмы и вполне реально поживились деньгами честных граждан. Само собой, что после скоропалительного суда и следствия приезжие нью-йоркцы оказываются меж двух огней и попадают на нары.

Единственным шансом парней на досрочное освобождение является пунктик местного директора тюрьмы, которому не терпится победить конкурента на состязаниях по родео. Как оказалось, Скип обладает уникальной способностью удерживаться в седле, а значит, у него, Гарри и их новых «полосатых» друзей есть возможность использовать очередной тур соревнований в качестве отправной точки для дерзкого побега…

Сразу оговорюсь, что лично не считаю работу Пуатье самой смешной среди четырех картин тандема Уайлдер-Прайор. На мой взгляд, наиболее удачной вышла лента «Ничего не вижу, ничего не слышу», на которой актеры вновь встретились с режиссером Артуром Хиллером, открывшим миру сей удивительный комический союз. А вот сами американцы (посредством выставления оценок на сайте IMDb) отдали фильму Пуатье больше голосов. Что, кстати, весьма «удачно» стыкуется с цифрами кассовых сборов: 101 миллион у «Буйно помешанных» против 46 у «Ничего не вижу, ничего не слышу».

С деньгами в таких объемах, конечно, не поспоришь, но восторг зрителей трудно объяснить объективными причинами. По итогам проката 1980 года лента уступила по выручке лишь комедии «С 9 до 5» с участием Джейн Фонды и второй части «Звездных войн». То ли сказалось обаяние очаровашки Уайлдера, то ли грубоватый юмор Прайора, то ли использование в кадре родео, популярного в Америке (хоть и не во всех штатах) вида спорта. Скорее всего, залогом успеха ленты стали все вышеуказанные факторы вместе взятые.

Сидней Пуатье поступил грамотно. Он не стал связывать актеров узами режиссерского диктата. Уайлдер и Прайор, почувствовав свободу, отрываются в каждом кадре. Иногда без должного чувства меры, но в большинстве случаев смешно. Именно поэтому последняя треть фильма, снятая в приключенческом, нежели комедийном, стиле, смотрится по отношению к первым двум чужеродным элементом. Странно видеть, как герои, придурявшиеся всю дорогу и отчебучивавшие номера, вдруг серьезно проворачивают побег из тюрьмы.

Комедии восьмидесятых обладают своим неповторимым стилем. Сегодня подобная буффонада показалась бы наигранной, излишне вычурной, а в то время прошла на «ура». Нынче модно лицезреть здоровых мужиков, добровольно отбивающих себе причиндалы («Чудаки»), или инфантильных подростков, сующих свои половые органы в яблочные пироги. Удивительно, как раньше сценаристы обходились без фекалий или блевотины, ведь эти отправления организма в современных комедиях встречаются повсеместно. Впору вспомнить выражение «О времена! О нравы!», но не будем лукавить – и про какашки можно пошутить тонко. Увы, это умение с годами выветрилось и доступно теперь только избранным.

К сожалению, после неудачной комедии «Другой ты» 1991 года дуэт комиков распался. Прайор еще дважды появлялся на большом экране, а затем, неожиданно для всех, скончался в возрасте 65 лет (2005), что, конечно, очень печально. Джин Уайлдер вообще перестал появляться на экранах. Сказался возраст (сегодня ему уже 78) и смерть любимой жены, после чего актер разочаровался в жизни и даже некоторое время жил отшельником, предпочитая сторониться прессы и назойливых почитателей.

Вердикт: не шибко умная, но поистине веселая комедия положений. Старомодная, гротескная, даже немного непонятная нынешнему поколению зрителей, ибо абсурдный юмор сегодня не слишком популярен. Фильм стоит посмотреть не столько из-за сюжета, который, в общем-то, достаточно плоский и без особой интриги, а ради лишь игры главных исполнителей, которые зажигают по полной. И хотя, повторюсь, бенефисом Уайлдера и Прайора я по-прежнему считаю ленту «Ничего не вижу, ничего не слышу», «Буйно помешанные» тоже прекрасно выполняют свою миссию, заставляя зрителя ежеминутно продлевать себе жизнь.

Автор статьи: Евгений Жарков