После феноменального успеха перезапуска бэтманианы, главного комикс-франчайза девяностых, попытка повторения этого номера с благополучно заглохшими к настоящему моменту историями про людей-икс и Человека-паука была скорее вопросом времени, и вот это время настало. Первыми расчухались продюсеры иксменов, и пока Марк Уэбб ещё делает из спайди малохольного хипстера в кедиках, мы можем лицезреть приквел к уже кажущимся стародавними сингеровским мутантикам за авторством Мэттью Вона.

Что там было одиннадцать лет назад, когда Брайан Сингер ещё только дорвался до массированных пост-матричных компьютерных эффектов, общественность уже помнит плоховато, поскольку первая половина нулевых годов вообще прошла в одном сплошном комикс-угаре, помнятся только бакенбарды Хью Джекмана и харизматично играющие в шахматишки Ксавьер и Магнето (простите старика, написание «Завьер» и «Магнито» меня бесят).

Кто там на ком стоял, помнят уже только реальные фанаты, для меня же, выросшего на видеоиграх, а не на комиксах, все эти прыжки и ужимки ассоциировались скорее с очередной «мясной» стрелялкой-бродилкой, где в начале уровня выкатывался лысый колясочник, внушал тебе смысл борьбы бобра с козлом, а потом на тебя начинали сыпаться вражеские герои и злодеи.

Поскольку у Сингера в общем происходило то же самое, то сюжета тамошнего упомнить было нереально. Китти Прайд пубертатно тащилась от Росомахи, Магнето нагнетал, Ксавьер лысел, бинго. История эта особого смысла не имела, а потому Сингер, отвалив в сторону «Возвращения Супермена» благополучно снял такое же лапидарное кино-в-трико, за что заслуженно и получил лютый, бешеный провал в прокате. Оставшийся сиротой франчайз сперва спустил пар в свисток третьей части (из которой я лично помню только летающий мост имени старика Магнето), а потом окончательно угробился полупустым сюжетом о противостоянии братов-росомахов. Бакенбардов Джекмана хватило на первую треть фильма, не более.

И вот, новая попытка. По традиции, начнут с начала (хотя Росомаха начинается, хронологически, ещё раньше), режиссёрское кресло в результате смотрин достаётся только что отчебучившему «Пипца» Мэттью Вону и всё заверте.

Стартует всё со знакомого уже по «Последней битве» кадра с концлагерем и железными воротами, по итогам которого доктор Козло будет учить будущего Магнето гнуть подковы и вырывать коронки без наркоза. Будущий Магнето ин прогресс как-то сразу невзлюбил немецко-фашистскую карательную медицину, но науку затвердил крепко, решив для начала карьеры суперзлодея сперва потренироваться на самом докторе, а там уж как пойдёт. Связался бы мужчина с бравыми парнями из Моссада, всё могло бы случится иначе.

А в это время в Черёмушках благодушный любитель прочитать чужую мысль Ксавьер подбирает отчего-то внезапно оголодавшую юную и неодетую Рэйвен-Мистик, а потом, нагулявшись по сексапильным студенткам, таки решает отыскать по свету хотя бы ещё кого мутантного. А чо, демократия же опасносте. Отысканные девианты сплошь оказываются отчего-то англоговорящими, разве что то самое камео так огорчило разыскную команду своим словарём, но это дело наживное. Главное что нам дан приказ на зап… в смысле на восток.

И вот, человек мира доктор Козло с присными успешно стравливает Советы в галифе и Майкла Айронсайда в каске друг с другом, не забывая предаваться по дороге греху и разврату в вовсе не йеллоу сабмарин, антифашистский Магнето тут же заходит к Ксавьеру на огонёк, самое время наступить самому что ни на есть Карибскому кризезу.

И вот, мутанты мутируют, невероятно похожая на Анну Чапман в гриме Мистик подумывает о ботоксе, прочая школота учится в первом классе (кстати, переводится называние как «первый урок», а не «первый раз в первый класс»), чему, собственно, у десятка сценаристов в результате уделено две трети хронометража. Когда же, в дыму и пламени, мы наконец подходим к собственно первому уроку, усадившему Ксавьера в коляску, а Магнето в каску, то внезапно выясняется, что хронометража осталось всего-ничего, но откуда у русских такая модная каска, так и осталось неизвестным, эти оказались понятыми, а эти подставными разве что не методом научного тыка, и самое главное, каким образом доктор Козло стало термоядерным мутантом — осталось совершенно непонятным.

Да и чёрт бы с ним, плюёт слюной Мэттью Вон, и, внезапно позабыв свою патентованную самоиронию, делает серьёзное лицо. Баньши вступает в воздушную схватку с Ангелом (одноимённый герой уже был в «Последней битве», и был он арийским малчегом с крылышками), подлодку героически транспортируют в сухой док, противореча первому закону Ньютона, Зверь звереет, Азазель чертенеет, остальные тоже исполняют нумера.

Наконец доктор Козло внезапно забывает дышать (кстати, где обещанный ядерный взрыв?), хотя ему ещё вполне положено появиться в «Людях-икс 2», и так же внезапно выясняется, что фильму забыли придумать сюжет. То есть, как в старом добром сериале «Стартрек», две команды встраиваются в шеренгу и долго рыдают друг у друга на плечах под звуки канонады. Ни один человек не пострадал, мутанты негодуют.

И действительно, в фильме та-а-ак много персонажей, что, если уделить хотя бы каждому второму по пять минут, получается минисериал серий на десять. А почему Мойра ничего не помнит? А почему Магнето такой злой? А почему Мистик с ним, а не с Ксавьером? А почему бриллианты — лучшие друзья девушек? Это очень важно!

В итоге собственно детектива поисков Козла — две сцены, детектива разруливания Карибского кризиса — две сцены, даже собственно «обучалок» — ну несколько минут, и всё. Такое ощущение, что сценаристы дружною толпой так и не решили, о чём они собираются писать, а Мэттью Вон так и не решил, «серьёзный» у него комикс, подростковый, супергеройский или ещё какой.

Вот это вот всем сестрам по серьгам — главная проблема потенциально неплохого кино, которое в результате слишком уж разбрасывается, лучше бы про лысину Ксавьера пошутили не два раза, а один, тем более что это единственные шутки на весь фильм (ну, и то самое камео, да), и толку от них чуть, а лучше убрали бы из сценария лишних персонажей. Зачем фильму афроамериканский Дарвин? А если бы Зверь так и не стал Зверем, что бы изменилось?

В этой разбросанности вообще потонуло много непонятностей, вроде внезапной любвеобильности Магнето или никак не обоснованных переходов туда-обратно на тёмную сторону силы. Для «обычного» комикса — сойдёт и так, но Мэттью Вон явно претендовал на большее. Иначе зачем всё время так хмурить брови? А получилось в итоге нечто среднее. И нашим, и вашим, и фанатам, и казуалам, и подросткам, и олдфагам, и любителям поп-корна, и всем прочим. В итоге кино получается такое усреднённое, что-то где-то мелькнёт, но так чтобы бурный восторг — нет такого, местами даже и скучно от всех этих бесконечных супергероев.

С другой стороны, все прежние заходы в эту вселенную по большому счёту были ещё слабее. Та же гора спецэффектов, персонажей, а смысла ещё меньше. Стоит задуматься, а вообще из этой истории о том, как мутация позволяет блондинке превращаться в бриллиант вместе с вечерним платьем, можно ли сотворить что-нибудь удобоваримое?

Вот такое кино.

Автор статьи: Роман Корнеев