Сегодня на очереди - перестроечные восьмидесятые.
Телевидение начала и конца 80-х - это не просто два разных набора программ в телевизоре, это два разных мира, не имеющих ничего общего. Если в начале десятилетия в эфир шли «Ленинский институт миллионов» и «Наш адрес - Советский Союз», то в конце - «Взгляд» и «600 секунд». И общим у них не был даже язык, речь телеведущих за эти десять лет тоже изменилась радикально. Но начиналось теледесятилетие более чем благостно.
Гусман показал Пугачеву Америке
Прогремевшая летом 1980 года Олимпиада имела огромное значение не только для политической жизни страны, но и для телевизионной. Специально под Игры был введен в строй новый телевизионный комплекс в «Останкино», а сами телевизионщики получили новую аппаратуру. 280 телекамер, работавших на стадионах Москвы, были по тем временам небывалым рекордом. Но Олимпиада закончилась, а аппаратура осталась. И в качестве вершины технической мысли того времени придумали телемост СССР - США, состоявшийся в сентябре 1982 года. От первого телемоста Европа - США он отстал ровно на 20 лет, но для советского телевидения был колоссальным прорывом.
С американской стороны показывали молодежный музыкальный фестиваль в Лос-Анджелесе, а с советской - массовку на 200 человек в студии «Останкино». «Рулить» мостом поручили Юлию Гусману, который развернулся вовсю.
- Прошу пригласить Аллу Пугачеву, - рассказывал потом Гусман. - Мне говорят, что она улетает во Францию. Предлагаю снять ее с самолета. Сняли. Она приехала такая злая, рассерженная, что чуть меня не убила. А когда увидела, как мы репетируем, поняла, что это историческое событие и она его главная звезда, то стала петь и танцевать, заводить ребят так, что получала удовольствие и сама. Американцы от нее балдели.
Кстати, Познера, сделавшего на телемостах себе имя, пригласили вести лишь третье по счету подобное мероприятие.
«Музыкальный киоск» против «Ринга»
С началом перестройки начало перестраиваться и телевидение. И первой перемены почуяла музыкальная редакция. Если прежде главной развлекательной программой был «Музыкальный киоск» с Элеонорой Беляевой, в 1982 году вышедший в эфир в 1000-й раз, то в январе 1986 года появилась «В субботу вечером». Поначалу донельзя академичная (в одном из первых выпусков совсем юный Михаил Евдокимов - худой как щепка! - пародировал Никулина и Миронова), постепенно она разошлась и какое-то время была источником передовой музыки на телевидении.
Одним из самых громких явлений развлекательного ТВ 80-х стал «Музыкальный ринг», начатый на Ленинградском телевидении, а затем перекочевавший и на всесоюзное. Нам сегодня ни за что не понять, чего стоило выпустить в эфир, например, «Алису» со всеми прыжками и ужимками Кинчева или «Аквариум» с полузапрещенным Гребенщиковым. Предполагалось, что «Музыкальный ринг» должен иметь какую-то дидактическую задачу, и после выступлений музыкантов зрители высказывали свои впечатления.
- Скажите, что с вами будет через пять лет? - нападал на Жанну Агузарову мужчина в черной рубашке и галстуке. - Вы же не развиваетесь, куда вы ведете нынешних пятнадцатилетних?
- Можно ли расценить выступление группы «Браво» как успех? - подводило итог жюри. - Вряд ли! Они хорошо двигаются, легки и мелодичны, но сегодня на эстраде этого мало!
Агузарова и Сюткин с волнением внимали всему сказанному. Хотелось бы посмотреть на встречу этого мужчины с Агузаровой сегодня!
В марте 1987 года выяснилось, что, оказывается, в СССР может существовать и такая вещь, как ночное телевидение. В эфир вышла программа «До и после полуночи», которую вел Владимир Молчанов. Поначалу она славилась преимущественно тем, что позволяла себе ставить недоступную массам западную музыку, а потом превратилась в один из столпов теледиссидентства.
- Нам легко было стать популярными, потому что нас было двое всего: «Взгляд» и «До и после полуночи». Больше смотреть нечего было, - вспоминал Владимир Молчанов.
А в октябре 1987 года появилась и первая ласточка телевидения современного: вышел первый выпуск «Аншлага». Тогда он еще не был примером маргинального юмора, а наоборот - давал площадку для самовыражения молодым актерам.
«Прожектор» без Урганта
Однако в 80-х золотое время песен и юмора еще не пришло. Королевой телевидения была публицистика. А бал правили те, кто не боялся направлять свет софитов на больные места советского строя.
Многие из поклонников нынешнего шоу «Прожекторперисхилтон», может быть, и не представляют себе, название какой передачи пародируют Ургант и Ко. Легенда гласит, что создать «Прожектор перестройки» распорядился Горбачев. И почти четыре года каждый день после программы «Время» в течение десяти минут рассказывали о тех, кто еще недоперестроился, недоускорился и не уважает гласность. В народе его называли «Про жертвы перестройки».
Впрочем, куда более яркой была другая десятиминутка гласности. Начав в Питере, затем обрел славу в масштабе всего СССР автор «600 секунд» Александр Невзоров. Работая в жанре нынешней желтой прессы (хотя такого слова тогда не знали), Невзоров одинаково рьяно боролся с врагами перестройки и смаковал чернуху. Но появление на экране не диктора в пиджаке, а журналиста в кожаной куртке уже обеспечивало ажиотаж среди зрителей.
Но главной бомбой стал «Взгляд», который потом даже обвиняли в участии в развале страны. Решив сделать передачу с целью «отвлечь молодежь от прослушивания зарубежных радиостанций», власти получили головную боль куда большую, чем от всех враждебных голосов, вместе взятых. Хотя начинался «Взгляд» относительно безобидно: в виде ток-шоу, разбавленном зарубежными музыкальными клипами. Однако уже очень скоро его ведущие - Владислав Листьев, Александр Любимов, Дмитрий Захаров и Александр Политковский - стали главными врагами системы и властителями дум миллионов. Сегодня достичь подобной популярности журналисту невозможно.
Лечение в прямом эфире
Многое тогда было результатом абсолютной «девственности» аудитории. Сегодня невозможно понять, как огромная страна могла поверить в то, что можно лечиться по телевизору. И тем не менее едва ли не популярней «взглядовцев» были экстрасенсы Анатолий Кашпировский и Аллан Чумак. Перед экранами ставили банки с водой, чтобы Чумак их зарядил, а от Кашпировского ждали исцеления всего подряд.
Вера в Кашпировского была настолько велика, что ему доверили в прямом эфире обезболивать взглядом операцию, которую делали женщине в другом городе.
Нынешняя битва экстрасенсов выглядит на этом фоне просто скучным научным диспутом.
Автор статьи: Дмитрий НАДЕЖДИН
Фото РИА «Новости»
Рецензии
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
ТВ 80-х: телемосты, «Взгляд» и Кашпировский
Оригинал
Комсомольская Правда