Многосерийный телевизионный фильм – жанр в СССР почитаемый и уважаемый. Крупнобюджетный – «В поисках капитана Гранта». Культовый – «Место встречи изменить нельзя». Культовый, даже если детский – «Гостья из будущего». И не надо путать с современными российскими мыльными оргиями на телевидении, размазывающими безынтересные истории на десятки и сотни серий. Многосерийный советский телефильм – явление не оригинальное (вспомните хотя бы итальянский «Спрут»), но особенное и любимое. И один из лучших теледетективов – «Визит к минотавру» по одноименному роману братьев Вайнеров, тому наглядное подтверждение.

…Из квартиры Льва Осиповича Полякова (Лаймонас Норейка), прославленного советского скрипача, украли самое ценное – музыкальный инструмент. Знаменитую скрипку Страдивари под названием «Санта Мария». Скрипку с неповторимым, уникальным голосом. Второй такой нет и не может быть. «Санта Мария», как и все инструменты итальянских мастеров Амати, Страдивари и Гварнери, бесценна.

Так как скрипка – вещь государственная, расследование проводится под чутким руководством Прокуратуры. Следователь по особо важным делам Станислав Тихонов (Сергей Шакуров) обладает необходимым чутьем и хваткой, но улик и свидетелей отчаянно мало. Подозрение падает то на соседа-алкоголика (по совместительству слесаря) Обольникова (Лев Борисов), то на заклятого друга Полякова, несостоявшегося гения и скрипача Павла Иконникова (Валентин Гафт). Первый слишком глуп и жаден для подобной операции, второй – слишком утончен и бескорыстен.

Времени у Тихонова практически нет. Абсолютно ясно, что скрипку похитили не с целью продажи на рынке или тайного любования на кухне. Очень скоро ее попытаются вывезти за границу, за пределы юрисдикции советских сыщиков. Вооружившись интуицией и дедукцией, заручившись поддержкой своего начальника (Владимир Самойлов) и сотрудницы Лены (Анна Каменкова), Тихонов медленно, мучительно, но верно, распутывает дело, в котором каждая мелочь, каждая деталь неимоверно важна…

Всё так и было. Я не про дело с похищением Страдивари, я про самого Страдивари, которому, между прочим, в пятисерийном фильме Эльдора Уразбаева уделено приличное количество экранного времени. Ученик Николо Амати, Антонио Страдивари стал одним из самых известных создателей струнных музыкальных инструментов. Не только в Италии восемнадцатого века, но в мире и навсегда.

Те, кто смотрел «Визит к минотавру», прекрасно помнят, что вся структура повествования фильма разделена на две составляющие – большая часть происходит в наше время и посвящена процессу поиска похитителей скрипки, меньшая – историческому экскурсу в глубь веков. Безусловно, вся интрига и напряжение приходятся на современность, вся мораль и лиричность – на историю почти трехвековой давности.

Не знаю, насколько точно и грамотно создателям, к коим я отношу и авторов сценария, братьев Вайнеров, удалось соблюсти все исторические факты, но, судя по всему, если они и приврали, то совсем немножко. По крайней мере, все основные персонажи и их поступки соответствуют принятой исторической действительности. Николо Амати и вправду был учителем Страдивари, который, в свою очередь, поимел от первой жены четырех сыновей, ни один из которых так и не стал продолжателем его дела. Джузеппе Гварнери, он же Дель Джезу, также реально существовал и приходился внуком Андреа Гварнери, неудавшегося скрипичного мастера и ученика всё того же Николо Амати.

Что же отличает «Визит к минотавру» от десятков других советских детективных кинолент, в том числе и от произведений самих Вайнеров, которые, напомню, также имеют непосредственное отношение к таким картинам, как «Место встречи изменить нельзя», «Город принял», «Гонки по вертикали» и «Вход в лабиринт»? Начнем с главного. Актеры.

Вообще, «Визит к минотавру» можно считать личным бенефисом Сергея Шакурова. Особенно, учитывая, что ему в картине достались сразу два центральных персонажа – следователь Тихонов и Антонио Страдивари. Сыщик из Шакурова получился рассудительный и ироничный, но не боевитый. Подобно советскому Шерлоку Холмсу, Тихонов вступает в контакт с преступниками только при крайней необходимости. А вот Страдивари – это, несмотря на омолаживающий грим в первых сериях (из 45-летнего актера делали двадцатилетнего юношу), просто блеск. Итальянский мастер из Шакурова вышел самый что ни на есть натуральный, хотя мне, если честно, сравнить не с кем.

Вторым, не по силе характера, но по сюжету, в фильме является Ростислав Плятт. Великий актер. Очень знаменательно, хотя я не верю в совпадения, то, что роль Николо Амати стала в карьере и жизни Плятта последней ролью в кино. Это очень символично, особенно учитывая его диалоги и монологи в картине. Плятт ушел от нас в июне 1989, спустя два года после выхода ленты на телеэкраны, и возможно, он сам посчитал, что этот персонаж лучше всего очертит невидимую грань в его творчестве.

На этом список великолепных актерских работ в фильме отнюдь не заканчивается. Я перечислю только имена – Владимир Самойлов, Лаймонас Норейка, Михаил Пуговкин, Валентин Гафт, Александр Филиппенко, Лев Борисов. Валентин Смирнитский, Валентин Никулин, Юрий Катин-Ярцев. Многих из них уже давно с нами нет. Ушел Самойлов. Норейка. Пуговкин. Трагически погибла в 40 лет Марина Левтова, исполнившая в ленте роль первой жены Страдивари.

Гафт в фильме фактически играет самого себя, ибо известно, что его в актерской среде далеко не все любят за остроту ума и особенно за остроту языка. Пуговкин выступил в необычной для себя роли резко отрицательного персонажа. Как правило, раньше он играл пускай и прохиндеев, но обаятельных. Великолепен и ослепителен Александр Филиппенко. Его монолог про «автобусного контролера» – это мини-шедевр. Неповторимо. Порадовал крошечный эпизод со Смирнитским. Казалось бы, 7 минут в кадре, а сколько шарма и обаяния. И персонаж-то гаденький, а всё равно нравится.

Закончив превозносить актеров, а они того стоят, вспомним и о сценарии и прочих нюансах. Нельзя сказать, что «Визит к минотавру» отличается уж слишком закрученной интригой. Да, правильные предположения на счет личности похитителей могут посетить разум рядового зрителя уже где-то в середине фильма, в серии третьей. Тем не менее, детектив до самого последнего момента остается детективом, и это выгодно отличает картину Уразбаева от нынешних поделок, которые то детектив, то боевик, то мелодрама, то эротика, то танцы с бубном, упаси их, Господи.

Спецэффекты. Нет, вам смешно, а представьте себе, сколько рублей ушло на воссоздание, пускай и скупое, в рамках рижских улиц и интерьеров, эпохи конца 17 – начала 18 века? Костюмы, декорации, предметы интерьера... Впрочем, тогда бюджеты в прессе не печатались, ими не кичились и не бросали эффектно в воздух – «Я на свой фильм 30 миллионов потратил». Тем более на телевидении.

Финализирую. Ностальгия в чистом виде. Один из лучших телевизионных детективов восьмидесятых. Прекрасные актеры, не отрабатывающие гонорар, но выкладывающиеся на полную катушку. Качественный сценарий от лучших авторов криминального жанра. Очаровательная, старомодная, легкая музыка Эдуарда Артемьева.

Лицензионный диск со всеми пятью сериями вышел в мае прошлого года. Спешите смотреть и радоваться.

Автор: Евгений Жарков