В 1996 году на российских телеэкранах вспыхнула новая звезда - сериал «Зимняя вишня». Вспыхнула настолько ярко, что затмила своим сиянием блеск признанных грандов эфира - старые западные «мыльные оперы» вроде «Династии» и «Санта Барбары». К тому времени зритель уже устал от бесконечных интриг и слез иностранных героев.

Они, как не крути, нам чужие, а искренне сопереживать хочется нашим, родным персонажам. Интересно, конечно, наблюдать за перипетиями в судьбе «просто Марии», но никакого отношения к российской жизни она не имеет. А увидеть фильм, в котором рассказанная история может произойти с тобой, цепляет, что называется, «за живое».

История эта начиналась в далеком 1985 году, когда на экраны вышел полнометражный художественный фильм «Зимняя вишня». Режиссеру Игорю Масленникову удалось снять сильную и красивую историю любви, которая пришлась по душе миллионам зрителей. Глубокое исследование темы женского одиночества и жажды обыкновенного человеческого счастья никого не оставили равнодушным.

Успех фильма был ошеломляющий, а Елена Сафонова, исполнившая главную роль, по опросу журнала «Советский экран» была признана лучшей актрисой года.

Вторая серия увидела свет спустя пять лет после выхода оригинала. На этот раз проблема была не менее актуальна - мужское одиночество. В герое, вполне благополучном внешне, но абсолютно несчастном внутренне, многие представители сильного пола увидели себя. Наблюдая за проблемами и переживаниями Владимира (Виталий Соломин), они словно смотрели в зеркало.

«Зимняя вишня-2», как и ее предшественница имела недвусмысленный и весьма печальный финал. Зрители, привыкшие к полюбившимся героям, жаждали продолжения. Вот так и появился на свет восьмисерийный телефильм.

Зачем было делать из двух полноценных фильмов многосерийную картину, вопрос, конечно, спорный. Это был смелый эксперимент, попытка создать качественный российский сериал, в лучших традициях «Вечного зова», своеобразную альтернативу мексиканским «мыльным операм», заполонившим экраны. И попытка эта увенчалась успехом.

Чтобы новая «Вишня» превратилась в протяженный кинороман, в старые фильмы пришлось вставлять новые куски и заново монтировать. Таким образом, сюжетные коллизии остались прежними, также как и взаимоотношения главных героев.

Но главное, конечно, - это волшебная атмосфера. Созданный на экране мир вызывает трогательную ностальгическую улыбку, ведь через хитросплетение людских судеб четко просматривается целая эпоха, все перемены, произошедшие со страной за десять лет. Тесные хрущевки, обшарпанные стены институтов и автомобиль «мерседес», как символ высшего благополучия, - образ жизни целого поколения, навсегда остается в прошлом. Новая реальность приближается семимильными шагам. Частный бизнес и замок в Бельгии уже не кажутся фантастикой.

«Зимняя вишня-3» вызвала огромный интерес у публики, ведь это своеобразная временная летопись не только человеческих отношений (они-то как раз не меняются), но и жизни. Машина времени, на которой можно вернуться назад, в прошлое. Пусть ненадолго, но зато с удовольствием.

Олег Подковыров