Вашингтон. Колыбель демократии. Здесь живет и работает прекрасная женщина Эвелин по фамилии Солт (Анджелина Джоли). Эта мадемуазель настолько сурова, что даже муж у нее – не какой-то там жалкий бухгалтер или адвокатишка, а арахнолог (специалист по паукообразным), предпочитающий за завтраком не читать Wall Street Journal, а рассматривать своих ядовитых подопечных. Впрочем, тарантулы мужа нервно курят в сторонке, когда речь заходит о самой Эвелин – сотруднице Русского отдела того самого управления, которое находится в центре и что-то вечно разведывает.

День у шпионки Солт не задался с самого утра. Началось всё с того, что в ЦРУ заявился некто Олег Васильевич Орлов (Даниэль Ольбрыхский). Солт, как специалисту по всякого рода политическим стукачам из бывшего СССР, предложили побеседовать с перебежчиком. Небритый и помятый, с глазами побитой собаки, Орлов поведал Эвелин о том, как великое советское правительство (не то что нынешние российские прихвостни Запада!) задумало уничтожить Америку. Для этого на берегах неизвестной реки был построен спецлагерь по подготовке агентов-кротов для последующего внедрения в самое сердце загнивающего капитализма.

Детей отбирали у родителей в младенческом возрасте, привозили в лагерь, где учили непереводимым американским идиомам, исполнению гимна по окончании программы телепередач и объясняли правила игры в бейсбол. По окончании занятий дети усердно молились (ибо, судя по внешнему виду лагеря, кроме церквей, иных учреждений в нем предусмотрено не было), а также целовали массивную печатку Орлова, которая сильно смахивает на чемпионский перстень НБА, только с серпом и молотом.

Да, вы не ослышались, собеседник Эвелин принимал в этой тайной операции непосредственное и активное участие. И что самое забавное, Эвелин – оказывается не Эвелин, дочь погибших в автокатастрофе американских учителей из посольства США, а товарищ Ченкова, дочь крашенного под гея борца Ченкова и шахматной гроссмейстерши Аннушки.

Услышав такой расклад, начальник Эвелин, добрый, но справедливый Тед Уинтер (Лив Шрайбер), посоветовавшись с представителем контрразведки Пибоди (Чиветел Эджиофор), решил запереть Солт и прощупать ее. Не корысти ради, а ради спортивного интереса, ибо не каждый день тебе сообщают, что твоя лучшая сотрудница – замаскированная шпионка Советов, собирающаяся на предстоящих похоронах вице-президента кокнуть главу российского правительства.

Солт, будучи не дурой, но теткой смышленой, поняла, что запахло горячими пирожками, поэтому быстро из подручных материалов смастерила пылесос-гранатомет, разметала группу спецназа и босиком рванула к мужу-арахнологу, которого, как вы понимаете, уже взяли в оборот ее бывшие соотечественники из пионерлагеря. Не найдя мужа дома, Эвелин поскребла по сусекам, достала из тайных местечек пару-тройку пистолетов, рюкзачок с гранатами и запасными обоймами и шапку-гандонку, после чего отправилась выполнять задание. Как какое? Вы внимательно читали? Ей же надо замочить российского президента!

Дальше сюжет развивается по системе «здравствуй Маша, я – Дубровский», где в роли Маши – товарищ Ченкова ака Солт, а в роли Дубровского – бывший друг Брежнева, а ныне главный координатор «кротов» на вражеской территории Орлов. Да, вы не ошиблись, Эвелин выполнила миссию, президент России возвращается на родину в теплом уютном ящике, за самой шпионкой гоняются все спецслужбы Нового света, а она тырит на барахолке ушанку и приезжает к своим советским товарищам на баржу, где они будут «пить-водка-не-закусывая» и готовить новые козни.

Увы, гражданин Орлов не учел, что муж-паучковед для Солт значил гораздо больше, чем старые друзья (в большинстве своем выглядящие как зеки). Устроив кровавую резню в стане «товарищей», Солт возвращается в Вашингтон, т.к. теперь ей нужно убить другого президента, американского. То ли Солт заклинило на президентов, то ли просто сорвало башню, только Уинтер и Пибоди не собираются дать ей уйти во второй раз. Тем более, что Солт, как выясняется, не единственный «крот», заведшийся в Русском отделе…

Врага надо знать в лицо. За весь тот несусветный бред, что происходит на экране, «спасибо» нужно и можно сказать одному человеку – сценаристу Курту Уиммеру, чей беличий мозг окончательно отправился в большое одиночное плавание. Автор красиво снятой белиберды «Ультрафиолет» и никудышного триллера «Законопослушный гражданин» в «Солте» переплюнул собственную планку идиотизма, щедро удобрив сценарий развесистой клюквой в лучших традициях американских фильмов про русских шпионов. И этому человеку, между прочим, доверили написать ремейк «Вспомнить всё». Боюсь даже представить, что этот бездарь наворотит.

А вот режиссером «Солта» является Филлип Нойс, которому после «Слепой ярости», «Игр патриотов» и «Власти страха» должно быть просто по-человечески стыдно. Хотя, о чем я? Ведь деньги не пахнут, а уж финансовыми результатами «Солт» как раз может похвастаться.

Ладно, мы с вами можем бесконечно долго рассыпаться в упреках и костерить америкосов за бесконечную клюкву, но что бы изменилось, будь на месте русской разведчицы какая-нибудь венгерская подпольщица? Да ровным счетом ничего! Те же яйца, вид сбоку. Но одного у фильма Нойса и компании не отнимешь – если отвлечься от сюжетных перипетий, визуально выглядит это всё очень здорово. Чем страдает большинство сегодняшних голливудских блокбастеров? Неуемным желанием поговорить. Диалоги, диалоги и еще раз диалоги. Нудные размышления, пафосные речи, бестолковые разговоры. В «Солт» всё отдано на откуп экшену, поэтому у зрителя зачастую просто нет времени, чтобы задуматься над смыслом происходящего.

Впрочем, здесь авторы тоже несколько перемудрили с компьютерными спецэффектами и заимствованиями. Беготня по грузовикам определенно напомнит многим «Матрицу», а прыжки в шахте лифта – «Человека-паука».

Одно меня печалит, друзья. Анджелина постарела. И теперь это не киношная, искусственная старость, а всамделишная. Она, конечно, еще даст фору многим юным старлеткам, но для подобных ролей уже ни черта не годится. Хотелось бы запомнить Джоли в обтягивающем вечернем платье, а не скачущей в вязаной шапке и мятых джинсах. Печальное зрелище.

Резюмирую. «Солт» – кино для людей лишенных фантазии, ибо авторы фильма щедро поделятся своими галлюциногенами. Эпоха шпионских фильмов времен холодной войны прошла, но Голливуду в период кризиса идей не до сантиментов. Американцам «Солт» понравился, ибо Анджелина, ибо плохие русские, ибо не надо включать мозг, да и на комиксы местами похоже. Лично я предпочту пересмотреть Джеймса Бонда. Тамошние кинозлодеи не разменивались на всякие пустяки типа убийств президентов, а боролись за всю планету целиком. Нынешние же что-то измельчали.

Автор Евгений Жарков