Ди Бонавентура вообще очень интересный продюсер, по сути он специализируется на кино совершенно самодельном, что называется внесистемном, нестудийном, но при этом высокобюджетном, причём с такой регулярностью проваливающемся в прокате, что как его «Парамаунт» терпит, совершенно непонятно. Исключение тут составляют «Трансформеры», которые, кто помнит, после эпик фэйла майклобэйвского «Острова» тоже были таким «нестудийным кино», кто ж знал, что так выстрелят. В 2006 году этого с достоверностью сказать не мог никто.
А начиналось всё ещё с давешнего «Константина» — очень знакомая картина: знаковый актёр, подающий надежды сюжет, восторги отдельных фанатов, сомнительный успех в прокате. Если проследить фильмографию Ди Бонавентуры, она вся такая — что «Звёздная пыль», не понятая там, но восторженно принятая у нас, что «Бросок кобры», что «1408». И вот теперь ручки дошли до русской шпиёнки с внешностью Анжелины Джоли. В режиссёры записали уже почти двадцать лет как невесть чем занимающегося экс-вундеркинда Филлипа Нойса, сценарий написан навеки уволенным из режиссуры Виммером, пара европейских актёров, традиционный перебор с бюджетом (всё-таки 110 миллионов Ди Бонавентуре давать на руки — это надо быть истовым фанатиком кино, давали, видимо, чисто «на Джоли»), дальше в общем см. сериал «Красавцы», оно же «Окружение», сезон эдак четвёртый.
В итоге — весьма энергичный трейлер с деловитой Джоли и коварным Ольбрыхским в роли железного Феликса, то самое «попадание в реальность», фотосессия на фоне Кремля, надо идти в кино… но вот тут начинается та самая история, когда впору вспомнить — что там наскребённая по сусекам бонавентурина команда наснимает, до последнего момента не знает даже он сам, чего уж говорить о несчастных зрителях.
А именно, начинается бесконечная интроспекция со всеми этими Северными Кореями, героическими до табуреткообразности мужьями, пауками в банках и, наконец, тем самым допросом, целиком проспойлеренным в трейлере. Почему это затравка сюжета является спойлером? Да потому что она в итоге и оказывается чуть ли не единственным (точнее, одним из трёх, причём второй и третий прямо следуют из первого) сюжетным поворотом фильма. Потому что в остальном сценариста Виммера хватило только на сакраментальное «Штирлиц шёл по коридору».
Так бесконечная интроспекция переходит в не менее пересказанную в трейлере погоню, такую же бесконечную и абсолютно пустую. Когда на сороковой минуте этой погони ты начинаешь поглядывать на часы и жалеть о кончившейся курочке, это, знаете, признак настоящего экшн-боевика. В эпоху «Ультиматума Борна», где погони не длились больше пары минут, зато вышибали из зрителя дух, тридцатисекундная пробежка босой и простоволосой Джоли по шоссе под бодрый матерок гоняющегося за ней Эджиофора это, знаете, да. Тот самый случай, когда трейлер монтировали более знающие люди, чем те, кто работал над самим фильмом.
Ну, хорошо, отгремели погони, отсвистели пули, фанаты Джоли полюбовались на её голые ступни, а русские ваньи вволю поржали над записными российскими президентами и золотыми перстнями с октябрятской звёздочкой на борту. Настала пора мочить. И Энджи мочит, в меру сценарного таланта Виммера. А именно, муж-мебель остаётся без финального монолога, а русские шпионы (включая одного афро-россиянина) обращаются друг к другу tovaricsh и пьют водку со сгиба локтя. Особенно коварный Ольбрыхский. Собственно, весь остаток сюжета проходит под минутный рапид с тревожной балалайкой за кадром, команда оглядывается по сторонам и понимает, что ещё сорок минут тягомотины, а сценария у них осталось на три странички, из которых полторы — финальный диалог.
И — понеслась моча по трубам. Русские ракеты, американские ракеты, русские президенты, американские президенты, Джоли, стриженная под русского malchik, Лив Шрайбер, стриженный под самого себя из фильма «Потрошители», с таким же глубоким психологизмом в анамнезе. Белый дом, пуленепробиваемые стёкла и джолепробиваемые стены, кто смотрел, посмейтесь вместе со мной.
Ну, и финальный бульк в Потомак, как символ кризиса мирового гуманизма.
Нужно отметить, что если бонавентурины экзерсисы обычно бывают бардачными и непонятыми, но достойными любви, то на этот раз получилось мало что бардачно, так ещё и пусто, холодно и ни о чём. Если бы не Анна Чепмен и её тёзка по фамилии Ферманова, смотреть на это всё было бы и вовсе невозможно, потому что ради двух энергичных эпизодов терпеть виммеровские сюжеты — это уже слишком.
Штирлиц прошёл по коридору. Любите кино.
PS: в этом году нам грозит ещё одно бонавентурино суперагентское творение по имени «РЭД», ещё больше знаковых актёров, ещё меньше сюжета, вот и посмеёмся.
Роман КОРНЕЕВ