«Мелодия для шарманки»

режиссер – Кира Муратова

сценарий – Владимир Зуев, Кира Муратова

жанр – драма

в главных ролях – Елена Косюк, Роман Бурлака

в эпизодах: Рената Литвинова, Георгий Делиев, Наталья Бузько, Олег Табаков, Нина Русланова, Жан Даниэль

Украина, 2008

Из аннотации: «Оставшись после смерти матери сиротами, сводные брат и сестра отправляются на поиски своих отцов в большой город. На пути они встречают множество самых разных людей: добрых и злых, бедных и богатых, умных и идиотов – но никому до них нет ровно никакого дела, ведь каждый погружен в свои заботы. Тем более накануне Рождества. Холодная волшебная рождественская ночь завершается отнюдь не сказочным финалом».

Фильм идет 2 с половиной часа, что в жанре «роуд-муви» (дети «идут по дороге», на которой встречают разных людей), когда без закольцованности, без возвращения к уже прозвучавшим темам, без смены настроения (характерного для фильмов Киры Муратовой – печально-сочувственного), превращается в жутко затянутую «дурную бесконечность» и под конец уже просто выматывает: когда же?! Ну когда же?!.. Безусловно, отсутствие меры у авторов – большой и главный недостаток «Мелодии…». Впрочем, вероятно, что найдутся те, кто попадет в настроение и будет считать, что фильм идет ровно столько, сколько нужно…

Другой недостаток – «самодеятельная игра непрофессиональных актеров», особенно детей в главных ролях. Как бы понимаешь, что Кира Муратова уже эстет настолько, что ей эта «неправильность» может и нравиться, но для зрителя это, на мой взгляд, серьезное испытание. Да, есть такой жанр – псевдо-трэш, когда актеры нарочито плохо играют, когда специально достигается эффект «сельской самодятельности», но в «Мелодии для шарманки» этот прием все-таки режет глаз и слух, тем более что игра большинство других-то актеров весьма реалистична…. Возникает мысль, что если Муратова хотела таким образом спародировать жанр сладко-пошлых «рождественских историй», их «театральность», лживость, то это уж какой-то чересчур сложный концептуальный ход.

Заявленные кинозвезды появляются каждый/каждая в одном эпизоде (микроновелле). Ничего неожиданного, особенно для знакомых с творчеством режиссера, в их амплуа нет.

Но и в то же время, конечно, чувствуется Большой Стиль Большого Режиссера. То, как Муратова управляется с объемным и разнообразным материалом, огромным количеством персонажей, появляющихся в кадре иногда только один раз на несколько секунд, восхищает. По фильму рассыпано множество микро-шедевров. Но, к сожалению, в цельную картину они не складываются. Финал мне показался скомканным, как будто самим авторам надоело, и они, не зная как, решили: А! Ну давайте вот так!..

При этом не думаю, что впечатления от «Мелодии…» как-то повлияют на отношение к творчеству Киры Муратовой. Буду, конечно, ждать ее новых фильмов.