«Касаясь пустоты»Touching The Void

Режиссер: Кевин Макдональд

В ролях: Николас Аарон, Саймон Йейтс, Джо Симпсон

Великобритания, 2003 г.

Из аннотации: «Джо и Саймон – неразлучные друзья. Альпинизм для них – не просто увлечение, а смысл всей жизни. Они жаждали славы и решили взобраться на неприступный пик Сиула Гранде по самому опасному, никем не пройденному склону. На вершине альпинистов накрыла жуткая снежная буря, и Джо попал в беду. Саймон оказался перед выбором: рисковать своей жизнью, пытаясь спасти раненого друга, или спускаться дальше в одиночку, оставив Джо в горах на произвол судьбы».

Небольшая предыстория. С творчеством Кевина Макдональда я познакомился, посмотрев политическую драму «Последний король Шотландии», которая очень понравилась. Захотелось еще. Стал искать информацию. Выяснилось, что Макдональд, оказывается, получил известность благодаря своим документальным фильмам. На прошедшей неделе приобщился.

[В октябре прошлого года, выпуск рассылки от 10.10.09, писал про его последний художественный фильм «Большая игра» с Расселом Кроу и Беном Аффлеком. Фильм не понравился.]

«Касаясь пустоты» – на мой взгляд, выдающееся кино. Подобного эффекта еще не испытывал, то есть чтобы получить мощное эмоциональное потрясение от произведения в таком жанре: что-то среднее между документальным и художественным кино – постаревшие на несколько десятков лет реальные прототипы, появляясь в кадре, рассказывают, как все было; а перед зрителем разворачивается заснятое действие в горах, все очень натуралистично, с массой подробностей, в т.ч. и ужасных, причем картинка такая, что сначала думаешь, а как это все могло быть снято, то есть не сразу доходит, что видишь постановочные съемки.

Если первые где-то полчаса это мало чем примечательное, хотя и красивое кино про альпинистов, про их нелегкую долю, то после того, как «Джо попал в беду», начинается такая Драма о силе, извините за пафос, человеческого духа, о Воле к Жизни, с такой силой напряжения, что я вот просидел у экрана весь напрягшись и затаив дыхание. В результате получив от последней трети фильма сильнейший заряд энергии – не только забыл о своем унынии и прочих не-светлых эмоциях последнего времени (простите за частные подробности), но даже пристыдил себя за то, что позволил себе упасть духом. В общем, категорически советую посмотреть всем, а особенно тем, кто нуждается в моральной поддержке.

В финале фильм достигает высочайшего поэтического символизма, демонстрируя, на что способен человек, когда уже не важно, альпинист он или кто. Человек против Смерти.