Со времён «Зачарованной» студия «Дисней» так и не выпустила ни одной хотя бы нормальной игровой сказки. Всё, что выходило, несмотря на коммерческий успех, было продюсерским издевательством и распиской в творческой импотенции. На «Золушке» эта полоса, в какой-то мере, прерывается, хотя фильм не лишён изъянов.

По какой-то причине в продюсерах не оказалось ни одного человека, работавшего над «Алисой», «Озом» или «Малефисентой» — в основном только над «Гарри Поттером». А режиссировал их же дружище Брана, который пускай и ремесленник, но с яйцами и мнение всегда имеющий.

Бране плевать на модные переосмысления. Он любит классику, поэтому до самого конца снимал экранизацию диснеевского мультфильма, расходясь с ним разве что в никому не важных деталях.

Его Золушка — не распиаренная звезда подростков типа Эль Фэннинг или Эммы Уотсон, а скромная Лили Джеймс, у которой нет огромной фан-базы, но которая действительно подходит на роль. Его герои намеренно простейшие — настолько, что актёры всегда играют одно и то же. Его принц — это идеальный сказочный принц, его Золушка — добрейшее создание, которое идёт в услужение мачехе и сводным сёстрам, по сути, добровольно.

Брана как будто ставил себе целью сделать самое светлое кино на свете. Сегодня ни в одной картине не улыбаются так часто и широко, как здесь. Почти все персонажи ходят с блестящими глазами, и при этом не выглядят дебилами. С непривычки эта дубовая доброта выглядит странной и чересчур наигранной, но постепенно ей поддаёшься. Единственное, что продолжает коробить — это частота, с которой авторы прямолинейно вбивают мораль про «будь сильной и доброй». В течение фильма она произносится раз десять минимум, что спокойно может восприниматься лишь детьми.

Впрочем, как только доходит до королевского бала, Брана превосходит самого себя. Роскошная постановка неожиданно напоминает о том, что именно следует называть «большим кино» и что это качество зависит отнюдь не от количества компьютерной графики. Танец Золушки с принцем — вершина фильма, где замечательно абсолютно всё.

Но перед вершиной лежит долгое восхождение. Нужно пережить сорок стерильных минут предыстории, обстоятельно рассказывающей, как Золушка докатилась до жизни такой, что живёт на чердаке, разговаривает с мышами и почему её, собственно, так называют. Брана как закоренелый театрал рассматривает декорации эдакими условностями, а в операторской работе предпочитает простые статичные планы, поэтому смотрится всё местами несколько фальшиво, не сильно лучше французской «Красавицы и чудовища» и даже «Белоснежки: Месть гномов». В то же время, в «Белоснежке» было много юмора и баловства, а в «Золушке» с этим, увы, туго, на уровне неожиданного гуся за окном, и большинство шуток связано с эпизодической феей, у которой экранного времени минут пять.

А ещё Бране неинтересны злодеи — они все похожи на персидского кота Люцифера, способного только лежать в кресле с мрачным видом и порой биться головой об угол. Как бы Кейт Бланшетт ни старалась, разыграться, подобно Джулии Робертс, ей банально не позволяют, уделяя столько же внимания, сколько капризным сёстрам, в которых, между прочим, нет ничего уникального.

И тут мы подходим к главному — уникальности. Переосмысления всегда остаются в истории, какими бы ужасными они ни были, та же «Малефисента» — прекрасный пример. В противном случае, если не планируешь на избитом материале делать великое кино, за работу можно не браться. Иначе максимум получится хороший, но всё-таки проходняк. У Браны такой амбициозной цели не было. Он всегда старался, но не всегда выкладывался. А потому новая «Золушка», хоть и прекрасна местами, никогда не станет классикой.

Автор: Гоша Берлинский