«Боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет». Помните? Так вот: никогда не смотрите трейлер до фильма. Иначе рискуете составить о картине неверное впечатление. В случае с «Зулу» — уж точно смотрите сразу фильм целиком. Там с первых кадров всё обещает незамутнённую жанровую радость: ЮАР, загадочное убийство, жестокие наркоторговцы, кровавые перестрелки, бедные кварталы… И, действительно: преступления в ЮАР кажутся мрачнее европейских, а всё благодаря выразительности натуры и леденящему душу своей стремительностью внутрикадровому монтажу.

У оператора с монтажёром выработался особый ритм, который сгущает краски гораздо сильнее всех сюжетных поворотов вместе взятых. Напряжение и внутренняя тревога не покидают зрителя даже в те минуты, когда ему на блюдечке с кокаиновой каёмочкой преподносят разгадку. Это, конечно, весьма своеобразный саспенс, природа которого больше техническая, чем драматургическая: резвость монтажа и работы камеры апеллируют к особенностям зрительского восприятия, но раз уж так удаётся держать публику в напряжении от первого до последнего кадра, это замечательное достижение всей съёмочной группы.

И именно это умение исключительно кинематографическими средствами, камерой и монтажом, вовлечь зрителя в происходящее на экране — самое главное достоинство фильма. А всё остальное — лишь приправа к основному блюду, которое с любовью к детективному жанру приготовил Жером Салль. Среди прочего: до сих пор не лишённое экзотики и таинственности для европейского зрителя место действия, подчёркнутая жестокость, искреннее стремление Орландо Блума доказать, что в мужественности он не уступает Джерарду Батлеру. Это не Спарта, а ЮАР, поэтому пепел апартеида стучит в сердцах всех персонажей: это нам ещё трейлер обещал…

Трейлер, который вводит в состояние ступора. Нельзя делать из рекламного анонса детектива один большой спойлер, украшенный обнажённым Орландо Блумом. То есть дело тут, конечно, не в Орландо: пускай себе ходит по дому без одежды с пистолетом, хотя это очень напоминает забавный эпизод из жизни современного голливудского промоушена, когда важным пунктом рекламной кампании содербергского «Соляриса» была задница Джорджа Клуни.

Но это всё обнажённые цветочки по сравнению с рекламными цветами зла, которые взрастили в своём произведении создатели трейлера. Зачем было с места в карьер раскрывать все сюжетные тайны? На чём должна держаться детективная интрига, если ещё в трейлере тебе сообщили про секретное химическое оружие, с помощью которого нужно было уничтожить темнокожее население Африки? Зачем раскрывать в ходе расследования секретную операцию, если о ней уже рассказали в трейлере? Что ж это за рекламная медвежья услуга? С чем работать кинематографистам, если их лишили детективной интриги ещё до начальных титров?!

Это даже не анекдотическое «убийца — садовник». Это скорее попытка рассказать сказку на свой лад: лисица съела колобка ещё до того, как дед с бабой по сусекам поскребли. Это не спойлер. Это какой-то снежный ком глупости. Теперь, конечно, понятно, что именно в трейлере скрыты корни нелепой отечественной локализации названия. Вот она настоящая теория заговора. На свободу — с чистой киноманской совестью: посмотрел трейлер — и гуляй до следующих громких премьер.

Сама детективная интрига страдает от избытка личных трагедий и комплексов главных героев. Когда мотивация всех поступков связана только с душевными флешбеками — тем, что произошло с персонажем задолго до начала истории, невольно возникает вопрос, а в своём ли фильме терзаются Орландо Блум и Форест Уитакер или, возможно, актёры ошиблись дверью съёмочного павильона? Авторы, конечно, хотели объяснить зрителям, почему перед ними персонажи именно с такими характерами, но слегка перестарались. Все тёмные истории из прошлого, эхом отзывающиеся в отдельных репликах — это своеобразная разновидность одноногой собачки, которой сделали протез из воспоминаний о детстве и разводах с на самом деле горячо любимыми жёнами. Но бегать быстрее почему-то одноногая собачка с протезом не стала. Видимо, некоторые сценарные увечья несовместимы с бегом на короткие и длинные сюжетные дистанции.

Впрочем, не смотрите трейлер — смотрите кино. И после многочисленных убийств, погонь и скопированных жёстких дисков, вы расслышите тихое, но уверенное режиссёрское высказывание. Естественно, доверится он вам на фоне живописной пустыни, но главное: говорить он будет о том, чем должен пожертвовать жаждущий возмездия человек, и о том, что крайне сложно прожить жизнь, не нарушив ни одной из десяти заповедей.

Автор: Надежда Заварова