В июне 2005 года в Афганистане отряд из четырёх морпехов, выполняя задание по устранению лидера талибов, внезапно столкнулся с превосходящими силами противника. Его засада была раскрыта тремя безоружными пастухами, среди которых было двое детей. Оказавшись перед выбором, убивать их ради сохранения операции и собственных жизней или отпустить, поставив всё под угрозу, солдаты выбрали второе. В результате погибли трое из них, а во время их эвакуации был уничтожен один из двух «Чинуков» со всеми людьми на борту.

Минимальное отличие этой трагической, но, строго говоря, рядовой истории от ряда подобных в том, что кроме вопросов «за что же они умерли» и «на что нам вообще эта война», она поднимает какие-то этические вопросы и не рисует всех арабов террористами, смотрящими с животной ненавистью на американцев. А это весьма полезно для лечения людей, видящих мир чёрно-белым, которых после 11 сентября в Штатах чуть более чем до чёрта. В «Уцелевшем» мусульмане не только бегут к талибам с криками «Американцы! Бей их!», но и тычут в них «калашниковыми», спасая жизнь главного героя от верной смерти — просто потому что люди в обоих случаях разные. И, судя по приличным кассовым сборам и высоким рейтингам, для многих американцев это оказалось открытием.

Конечно, немалую роль сыграло то, что все — и актёры, и режиссёр — очень старались, и это чувствуется, пусть разгуляться по Станиславскому было негде, и Уолберг с Баной остались Уолбергом и Баной.

Для Берга же это всё было настолько важно, что он использовал любую возможность, чтобы фоном вставить пост-рок, и каждый эмоциональный эпизод сделал в два раза длиннее — то, как один боец долго катился по скалам, как другой долго карабкался на вершину и как третий просто медленно умирал, прислонившись к дереву. Но, в принципе, обошлось без перебора.

Другое дело, что «Уцелевший» — кино того же полёта, что и «Капитан Филлипс», и даже странно, что первый номинировали на «Оскар» только за звук, а второй прошёл в главные номинации. В обоих случаях в основу сюжета положены резонансные реальные события, которых достаточно для телевизионного сюжета или даже документалки, но для художественного фильма — как-то не особо. В «Филлипсе», правда, это не настолько бросается в глаза — Гринграсс в отличие от Берга может делать экшн на пустом месте.

Поэтому первый час (из двух) в фильме ничего существенного не происходит: вот армейская бытовуха с завтраками, шутками юмора и перепиской с семьёй, вот отряд вылетел, вот прилетел, вот они идут на точку, пришли, посидели, рация не ловит, продолжили сидеть.

А сцена с посвящением в самом начале для сюжета вообще не нужна. Она здесь по одной причине — фильм таки во многом снят не для того, чтобы вызвать дискуссии об этике (всё уже давно обсудили), а чтобы отдать дань памяти. Для Берга, Уолберга и прочих американцев это было важно. Мы же можем просто посочувствовать, и всё.

Автор: Гоша Берлинский