Не нужно, конечно, искать здесь старого Бессона, который давно растворился в минипутах и перевозчиках и никогда не соберётся обратно, подобно доктору Манхеттену. Как не нужно и смотреть на фамилию режиссёра — им мог быть кто угодно. Будь в соответствующей графе прочерк, никто бы не подумал на Бессона, снявшего после 99 года только два смотрибельных фильма. Для автора же это — очевидное баловство, которое он даже не планировал изначально ставить — только написал сценарий, а потом как-то уговорили, и Скорсезе, которому предложили быть продюсером, материал понравился. В результате режиссёр, забывший о своих попытках снимать что-то противоположное тому, что сделало его знаменитым, создал фильм, за который не должно быть стыдно.

История простая, немного инфантильная, не сказать, что оригинальная. Дружная мафиозная семья в составе отца, матери, старшей дочери и младшего сына катается по Франции под ложными именами, проходя по программе защиты свидетелей.

Всё потому, что папаня когда-то сдал властям другую свою семью, итальянскую мафию в Нью-Йорке. С тех пор ищут его макаронники, жаждущие мести, да всё никак не находят, хотя главные герои постоянно меняют прописку не потому, что боятся — они просто никак не отвыкнут решать проблемы радикальными способами.

Собственно, вплоть до финальной резни весь фильм об этом — как четверо важных свидетелей только и делают, что ненамеренно пытаются развалить прикрытие, несмотря на регулярные появления Томми Ли Джонса с выражением лица «как вы меня задолбали, идиоты».

Уже на следующий день после переезда Пфайфер взрывает магазины продуктов, дочь ломает ракетки о похотливых прыщавых подростков, а сын разворачивает преступную сеть в школе. Сам Де Ниро находит среди хлама в доме печатную машинку и двумя указательными пальцами принимается набивать мемуары, несмотря на то, что книги в жизни не читал и вообще заниматься ему этим нельзя. Попутно из крана течёт грязная вода, и чтобы с этим разобраться, нужно пойти к мэру и дальше, а Де Ниро ведь не простой гангстер, он кого угодно может избить до полусмерти.

Получается не всегда смешно, но всегда забавно и часто даже мило. Последнее никак не противоречит тому, что комедия эта периодически чёрная, и единственный член семьи, который не ведёт себя, как маньяк или социопат — собака Малавита. Та самая, в чью честь была названа книга-первоисточник и в чью честь не стоило называть фильм. Его англоязычное название — «Семья», и оно подходит значительно лучше. По крайней мере, в нём есть смысл.

Другой подходящий вариант — «Скорсезе, ты лучший!» Ключевой эпизод фильма — как мафиози Де Ниро, который прикидывается американским писателем, приглашают в киноклуб на дебаты. Неожиданно в программе происходят изменения, и героям показывают не ту картину, которую обещали, а «Славных парней», которая, если вдруг кто-то не знает, как раз о гангстерах с Де Ниро в главной роли. И вот сидит он, тот самый Де Ниро, но уже постаревший, бородатый, и обсуждает фильм. «Тебе понравится финал», — подмигивает он Томми Ли Джонсу, у которого теперь выражение лица — «это катастрофа». А ведущий немного погодя: «Какой замечательный фильм! Великий фильм!» Куда уж милее.

Пусть балуется. Хоть шерсти клок. До встречи в кино.

Автор: Гоша Берлинский