«Патруль» (“End of Watch”), 2012

Автор сценария и режиссёр: Дэвид Эйер

Оператор: Роман Васянов

Композитор: Дэвид Сарди

Продюсеры: Дэвид Эйер, Мэтт Джексон, Джон Лешер

В ролях: Джейк Гилленхааль, Майкл Пенья, Анна Кендрик, Натали Мартинеc, Фрэнк Грилло и другие.

Написав десять лет назад сценарий «Тренировочного дня», Дэвид Эйер решил не искать воды в другом колодце (он же, кто помнит, был автором скрипта к первому «Форсажу») и прочно обосновался в жанре полицейской драмы, в ней же вскоре дебютировав в режиссуре и став, в общем-то, одним из ключевых имён на безрыбье. Ни «Тяжёлые времена», ни «Короли улиц» при этом повода для того, чтобы всерьёз продвинуть карьеру вперёд и повторить даже половину успеха фильма Антуана Фукуа, решительно не предоставляли, и заинтересованным уже стало казаться, что так оно всё и заглохнет. Когда же на горизонте появился «Патруль», он почти требовал воспринимать себя как нечто, предпринятое из отчаяния — сурпрайз, ещё одна полицейская драма, цепляющаяся за новомодный, но уже успевший поднадоесть концепт «документального игрового» в поисках хоть чего-то нового.

Тем приятнее и удивительнее результат. Нечто новое Эйер действительно находит — но отнюдь не столько в подаче материала, сколько в нём самом, который мог бы быть штампованным, если бы не воспринимался так свежо. Здесь стражи порядка — никакие не короли улиц, не супергерои, борющиеся с системой, не продажные циники и не искатели приключений, снаряжённые бесконечными патронами и остроумными уанлайнерами. Они самые обычные люди, садящиеся каждое утро в бело-синюю машину и выезжающие патрулировать выжженные улочки, никогда не будучи уверенными в том, что их ждёт, но добровольно принимая это вместе с любым возможным риском. Начиная с осмотра заброшенного дома и изъятия оружия, а заканчивая перестрелкой или погоней с включённой мигалкой, они добросовестно делают свою работу, в свободное время болтая обо всём подряд, подшучивая над сослуживцами, собираясь сначала в семейном кругу одного, а потом на свадьбе другого.

Эйер практически полностью уступает сюжет характерам — перед нами в гораздо меньшей степени история, скорее это полуторачасовой набор сцен, призванных без пафоса (за исключением открывающего монолога) и претензий на глубокомыслие, зато подробно и с душой нарисовать картину жизни двух патрульных. И подход создателей к операторской работе, с его уместной небрежностью («ручное» изображение порой может исходить откуда угодно, а то и вовсе невозмутимо меняться на кадры с высоты птичьего полёта), достойно служит этой цели, несмотря, однако, на то, что внутри самого фильма он обоснован откровенно слабо, а означенные погони и перестрелки превращает в слишком уж явные сцены из видеоигр.

Когда же сюжет всё-таки появляется, состоя из трёх-четырёх сцен (которых более чем достаточно), Эйер органично включает его в остальной фильм и выжимает из него всё, что можно. Полтора часа он строит, строит и строит, чтобы затем твёрдо положить глаз на свою цель и оглушительно разрядить всю обойму. В жизни двух человек, опять же, вполне спонтанно и без лишнего пафоса, наступает тот момент, когда всё окружение уходит на задний план, а непосредственно здесь и сейчас остаются лишь они сами, ночной переулок и ситуация, в которую они ввязались случайно, а контролировать и выпутаться из неё уже никак не могли.

Своей абсолютной честностью и твёрдостью авторских намерений эта сцена, как и та, что за ней следует, подкупает больше, чем все предыдущие, вместе взятые — что говорит о многом. Тем сильнее хочется, чтобы именно эти два эпизода были последними. Увы. Приняв решение поставить перед финальными титрами ещё одну точку, Эйер допускает свой первый и единственный серьёзный промах, в последний момент заражая повествование сентиментальностью и абсолютно излишним драматизмом. С другой стороны, он всё-таки обеспечил себе тот бэкграунд, который не даёт всему остальному фильму всерьёз пострадать. А значит, до встречи в кино.

Автор статьи: Никита Комаров