Если до сих пор в своих издевательствах лирические герои Саши Барона Коэна предпочитали изгаляться в основном над недалёкостью собственных соплеменников (желательно — из среды разновсяких хилл-билли, реднеков и прочих традиционных избирателей клана Бушей), а выход на международную арену (Бруно и Борат — журналисты-иностранцы) — это был скорее такой метод отстранения, нежели повод австрийским геям или казахским цыганам кровно обижаться. А хочется же масштаба! Чтобы мировое сообщество вздрогнуло!

На ту беду случился очередной виток всемирной борьбы то с Каддафи (вин), то с Ахмадинижадом (пока ничья), то с пухлым Ким Чен Ыном (в юниорской подгруппе технический перерыв). Вне этой оказии покуда пребывает разве что пламенный Уго Чавес, но кто знает, может, его онкология — тоже результат передозировки очередного полония в организме, в общем, тот ещё простор для размышлений и гноблений.

Значит, будем снимать про диктатора, чтобы в аляповатой форме, медалей как у Брежнева, чтобы с бородой и чтобы укрывал Бин Ладена, носил немыслимый в своём идиотизме титул, развивал мирный атом в каждый дом и любовно угнетал своих подданных.

Одна проблема — в классическом жанре полудокументальной подставы работать с контингентом в лице своих спецслужб и чужих террористов тяжеловато. Был у Саши Барона уже прецедент общения с людьми без чувства юмора из «Бригады мучеников аль-Аксы». Скажем дружно нафиг нужно. Так что концепцию пришлось менять.

Теперь окружающая действительность является лишь необязательным фоном и элементом пиара — тут Эдварда Нортона поймают у двери сортира, там Саша в образе рассыплет пепел Ким Чен Ира по оскаровской ковровой дорожке. Ну, плюс из стародавних, видимо, заготовок номер с вертолётом над Манхеттеном. В остальном «Диктатор» — это вполне себе традиционная постановочная комедия положений о том, как кровавый тиран нефтеносной Вадии адмирал-генерал Аладин отправляется на саммит в ООН, где по причине заговора лишается бороды и оказывается в прямом смысле с голым задом в самом сердце родины демократии и прочей толерастии.

Здесь он немедленно сталкивается с а) теми самыми непугаными толерастами женска пола б) вполне живыми собственными якобы им же и умученными соплеменниками и наконец в) коварными планами дядюшки-заговорщика.

Что собственно и составило сюжет. Разной степени удачности шутливые сценки-репризы, традиционно самокритичная Меган Фокс, мимишные взаимоотношения Аладина с революционной девочкой-мальчиком, цирк с конями на пустопорожних заседаниях генассамблеи ООН, в общем, тема постепенно раскрывается, зритель вроде не скучает, Сашу как всегда регулярно заносит, так что на орехи достаётся и даже коллегам по демократическому крылу. Но самые смешные эпизоды оказываются вовсе не про диктаторов.

Так самый удачный момент фильма — абсолютно вставной эпизод с родовспоможением. «Ой, это пальчик!» и прочие сюси-пуси. С такого ракурса ромкомы нам не показывали ещё никогда.

И заканчивается всё той же комедийной мелодрамой, пусть и с налётом брутального сашиного юморка. То есть да, смешно, забавно, по-своему мило, как это всегда бывает у Барона Коэна, но вот всё-таки чего-то не хватает, как в той булке изюму.

Вроде и шутят на грани фола, и про Бин Ладена, и про Башни-близнецы, и про ЗОГ, и про остальное. Но, видимо, тот градус непридуманного бытового идиотизма, когда американцы садились на мексиканских работничков вместо стульев, или когда Саша пробирался ночью в палатку к охотнику, вот не достигается он в «Диктаторе». Видимо, проблема тут в персонаже, а не в тематике. Понятно, что в отличие от лопуха-Бората или Бруно в майке-сеточке персонаж Аладин слишком много берёт на себя, работая не резонёром, а примой. И тут начинаются притягивания за уши, сбои в логике и прочий станиславский.

Из этого персонажа вытянули, сколько можно было, но проблема в том, что в рамках этого жанра, в отличие от, например, «Двойника дьявола», ничего кроме лёгкой безделицы снять не получается.

Диктаторы — это драма и трагедия, в отличие от завзятых рэперов, наивных казахов или манерных гомосексуальных самцов. Чистопоржать — да, сказать что-то новое, раскрыть всем глаза? Нет.

Во всяком случае, если отбросить всякое «бы» и рассматривать исключительно предложенный зрителю продукт. Хотя, повторюсь, местами очень смешно, и вполне в рамках традиционного коэновского дискурса. Недаром в вадийском языке слова «положительный» и «отрицательный» звучат одинаково — «аладин».

Вот такое кино.

Автор статьи: Роман Корнеев