В преддверии осенних каникул и Хэллоуина в прокат выходит "История одного вампира" (Cirque du Freak: The Vampires Assistant), иронизирующая над кровавой атрибутикой классического вампирского кино и в сущности являющаяся безопасным как по форме, так и по содержанию фэнтези для семейного просмотра — в это словосочетание в данном случае ЛИДИЯ Ъ-МАСЛОВА особенного отрицательного смысла не вкладывает.

Для режиссера Пола Вейтца, обнаружившего недюжинное понимание подростковой психологии в "Американском пироге" (American Pie), "История одного вампира" — тоже в некотором роде фильм про расставание с невинностью, мучительное и комичное одновременно. Для продюсеров же — это попытка, ввиду приближающегося логического конца эпопеи с Гарри Поттером, предложить подсевшему на английскую литературу зрителю сказочную франшизу аналогичного плана. Говорят, сама Джоан Роулинг, постепенно сходящая (не в гроб, тьфу-тьфу-тьфу) с трона самой полезной для детского кинематографа писательницы, благословила своего соотечественника Даррена Шена, в 2000 году запустившего книжную серию "Цирк уродов", мгновенно ставшую популярной благодаря своему мрачному замогильному юмору.

Фильм Пола Вейтца, привлекшего к работе над киноадаптацией сценариста Брайана Хелгеленда, основан на первых трех романах и знакомит с двумя главными героями: типичный хулиган и прогульщик (Джош Хатчерсон) водит парадоксальную, но очень удобную для воспитательных целей дружбу с не менее типичным пай-мальчиком (Крис Массолья), отличником, выслуживающимся перед родителями. Плохиш мечтает стать вампиром, но не проходит жесткий конкурсный отбор, а положительный кибальчиш, напротив, согласен влачить жалкое и скучное человеческое существование по родительскому лекалу (колледж—работа—семья), но потом, отчасти поддавшись плохому влиянию и устав от собственной безупречности, а отчасти по воле обстоятельств поступает в ассистенты упыря.

В "Истории одного вампира" присутствуют кладбищенские шуточки про склепики и саркофагики ("Я никогда не планировал столько времени торчать в гробу" или "Жизнь не оправдала надежд, но на смерть я еще уповаю"), однако слово "вампир" тут совершенно не ключевое. Зубами в шею на экране никто никому не впивается, и если кто-то из персонажей и посасывает кровушку, то не стаканами и самоидентификацию свою строит не на этом. В понимании авторов фильма неважно, что пьет вампир — важно, что это одинокое существо в депрессии, уставшее от самого себя, с которого тем не менее мечтают делать жизнь юные идиоты, уверенные, что на вампира "никто не посмеет наехать". Над иллюзорностью этих романтических представлений, а также над выдумками, будто вампиры превращаются в летучих мышей, издевается кое-как вытягивающий всю картину на своем обаянии герой Джона С. Рейли — бессмертный 220-летний упырь, пробующий подростковую кровь на язык даже с некоторым отвращением. Да и сама инициация, то есть превращение обычного подростка не то чтобы в полноценного вампира, а для начала в его наполовину еще человеческого помощника, происходит абсолютно бескровно, посредством соприкосновения ладоней — так что поклонники фильмов про вампиров, возможно, будут разочарованы, не найдя в "Истории одного вампира" многого из того, к чему они привыкли в чисто технологическом смысле.

Взамен кинематографисты предлагают другое развлечение — полюбоваться на "цирк уродов", куда вынужден уйти на ПМЖ покинувший своих родителей ассистент вампира. В цирке представлена обширная коллекция ошибок природы: человек-волк, мальчик-змей, королева регенерации, у которой на месте оторванной руки мгновенно вырастает новая, а также женщина с бородой (Сальма Хайек), подрабатывающая по совместительству и прорицательницей. Этот основной в картине женский персонаж и другие цирковые уродцы с обезображенной спецэффектами внешностью (а также камео Уиллема Дефо, чей герой не без оснований считает себя самым опасным вампиром и пререкается с героем Рейли) запоминаются гораздо лучше, чем исполнители главных ролей при всей их миловидности — надо сказать, такой же стандартной и неинтересной, как и основной воспитательный месседж: "Важно — не кем быть, а каким быть".