"Вальс с Баширом" Waltz with Bashir Режиссер: Ари Фолман Жанр: документальная анимация Израиль - Германия - Франция, 2008

Из аннотации: "Однажды в баре старый друг рассказывает режиссеру Ари о повторяющемся ночном кошмаре, в котором за ним гонятся 26 злых собак. Каждую ночь одно и тоже количество. Они приходят к выводу, что это связано с одной миссией израильской армии во время первой ливанской войны в начале 1980-х, в которой они участвовали. Ари удивлен, что ничего не может вспомнить об этом периоде своей жизни. Заинтригованный этой загадкой, он решает встретиться со старыми друзьями и товарищами по оружию и поговорить с ними. Ему нужно узнать правду о том времени и о себе самом. По мере того, как Ари погружается все глубже и глубже в тайну, в его памяти начинают всплывать еще более загадочные образы".

У "Вальса с Баширом" (Башир – ливанский союзник израильтян, претендент на руководящий пост в Ливане – был убит своими политическими противниками) интересный, как сейчас говорят, формат. Анимационная документалистика. Или документальная анимация. Автор фильма обрисовывает (в т.ч. и буквально) документальные интервью, цель которых – восстановить провалы в памяти главного героя по поводу участия в боевых действиях. Постепенно, по крохам картина (слово с отсылкой, по смыслу, к рисованию) восстанавливается.

История в "Вальсе…" – иллюстрация уже расхожего, но каждый раз поражающего факта – благодаря механизму самозащиты от перегрузки человеческая психика воздействует на память так, что человек "забывает" то, что может вызывать сильные негативные переживания. Герой в финале – уже не анимированном, а в виде кадров документальной киносъемки – видит то, что было "забыто", и понимает, почему это случилось.

Почему анимация, а не просто документальный фильм? Можно сказать, что таким образом становится важна особая символика цвета, тонов, которую очень трудно передать киносредствами. В анимации также легче создавать единую цветовую (особенно если количество красок ограничено) систему, что, в свою очередь, упрощает трактовку увиденного. Есть несколько важных рисованных образов. Необычен подход (пока еще необычен, но уже есть рисованные полнометражные ленты с реалистическим драматическим сюжетом, рассчитанным именно на взрослую аудиторию) и в том, что рисованный, как бы не-настоящий мир (тем более в случае войны, которую так любят рисовать мальчишки) оказывается полон реальных, живых трагедий. В общем, типа, пафос: люди, не считайте, что мир вокруг вас придуман-нарисован, что он только плоская картинка...

Предлагать "Вальс…" как кино, которое нужно посмотреть, не буду – нарисовано достаточно традиционно, без изюминки; сама история – при всем заложенном в нем ужасе реальной основы – мало меня тронула. Если бы что-то подобное сняли у нас про пост-чеченский синдром, это бы прозвучало и задело бы, конечно, сильнее, но так когда это будет… И будет ли?..