Это уже третий по счету римейк книги Ричарда Мэтсона. Первый вышел в 1964 и назывался the Last Man on Earth, второй в 1971 - the Omega Man. Идея адаптировать сценарий и переснять фильм возникла в Голливуде уже давно. Ещё в девяностые годы планировалось, что главную роль сыграет Арнольд Шварценнегер, а режиссером станет Ридли Скотт. Но проект из-за финансовых проблем пришлось заморозить. И вот фильм вышел на большие экраны.

Планировалось, что режиссером этого фильма будет Ридли Скотт, а главную роль сыграет Арнольд Шварценеггер. Не берусь сказать, стал бы фильм лучше, если бы его снимал Скотт, потому что фильм и так хорош, а улучшать хорошее - только портить, но Шварценеггера в роли главного героя я представляю себе слабо. Шварценеггер все таки типичный герой боевиков, и если бы фильм представлял из себя кровавый экшен, то да - претендент хороший. Но здесь нужен был актер, а Уилл Смит, на мой взгляд, уже показал, что он может играть не только "плохого парня", а вполне способен справиться с ролями посерьезней. Так что и режиссер, и актер главной роли меня полностью удовлетворили и, на мой взгляд, справились каждый со своей задачей на твердую "пятерку".

О чем фильм? В любой рецензии это главный вопрос, но ответ на него зачастую дается не очень то и правильный, влияя, тем не менее, на наше решение - смотреть или не смотреть.

Лично я готовился смотреть фильм без особого энтузиазма, я не читал рецензий на него, но видел всевозможную рекламу, и честно говоря, я ожидал посмотреть очередного Блейда или Обитель зла. Т.е. не углубляясь в нюансы сюжета, я ожидал, что сейчас на экране появится супермен и в одиночку будет крошить в мелкий винегрет толпы вампиров или зомби, или и тех и других вместе взятых, да еще и с оборотнями в придачу. Нет, ничего такого. Ну, в конце фильма он их, конечно, положил немало, но в общем-то не за счет своего суперменства. Когда в начале фильма герой Уилла Смита предстал полковником в военной форме, которого эвакуировали солдаты, я подумал: "Да, никакой фантазии, опять военный суперпрофессионал-спецназовец, который один стоит армии". Оказалось, ничего подобного, главный герой - полный "ботан", разве что без толстых очков и в хорошей спортивной форме. В общем, оказалось, что он военный ученый-вирусолог, а никакой не спецназовец, и даже не морпех. И выжил он не благодаря своему умению воевать и выживать, а просто имел иммунитет против этого вируса, как и еще один процент людей на Земле. Он остался один в пустом Нью-Йорке, в самом эпицентре эпидемии.

Герой Уилла Смита, будучи ученным, а не солдатом, всячески избегает встреч с монстрами, в которых превратились люди, он боится их и прячется, ему страшно даже думать о них, он ненавидит тьму и боготворит солнце и рассвет. А теперь представьте Шварценеггера, который от страха покрывается потом, дрожит и едва не теряя сознание, убегает и прячется. Представили? Вот и у меня не очень получается. А Уилл Смит это показал, и я ему верю. Я верю, что его герою было страшно, очень страшно.

Действие разворачивается спустя три года после начала распространения вируса, и все эти годы главный герой прятался, он выживал, он боялся, но ни на минуту не прекращал исследования в поисках антивируса, чтобы возродить человечество. А не сойти с ума эти три года ему помогала его собака - овчарка Саманта, ставшая ему единственным живым другом и верным стражем.

Чем "зацепил" этот фильм? Тем, что он в большей степени затронул эмоции, нежели радовал глаз. Т.е. это не просто красивая и эффектная смена картинок на экране. Режиссеру очень хорошо удалось передать атмосферу мертвого города, его давящую тишину и ужас происходящего. И это все без стрельбы, крови, монстров и поедания людей. Город выглядит просто брошенным. Днем, когда монстры спят, абсолютно безопасно можно перемещаться по всему городу. Нигде нет следов разрушений, крови, не видно, чтобы в городе проводились бои, нет покореженных машин или разрушенных зданий, кроме разве что разбомбленных мостов. Если не знать, что ночью город заполняют монстры, можно подумать что… да, к примеру, некоторые районы Детройта так и выглядят в настоящее время, так что можно подумать, что люди просто оставили город и ушли. Но это далеко не так, и показано это так ярко, как будто ощущаешь собственное присутствие в этом городе.

Атмосфера безысходности и постоянного напряжения созданная режиссером в паре со страхом главного героя, передаваемым актером, сделали этот фильм по-настоящему захватывающим и интересным. Таких переживаний от просмотра я не испытывал, пожалуй, с тех пор, как посмотрел Бессоновскую Жанну Д'Арк. Но если тогда я готов был сам ринуться в гущу битвы на помощь Миле Йовович и ее рыцарям, то теперь у меня было желание вытащить Уилла Смита с его овчаркой сюда, в безопасное место, подальше от мертвого Нью-Йорка.

Что касается смысловой составляющей фильма, которую я люблю оценивать в большей мере, нежели все остальное, то здесь не совсем такой случай. Фильм более смотрится чувствами, ощущениями, чем мозгом, поэтому смысл несколько отходит на второй план, но именно в этом случае меня это нисколько не смущает, чтобы поставить этому фильму высокие оценки по всем показателям. Кстати, даже несмотря на то, что он не лишен достаточно жирных ляпов в плане достоверности.

Резюмирую. Второй раз его смотреть у меня пока желания нет, но это совсем не потому, что он не интересен, просто он несколько тяжеловат в эмоционально плане. Наверное, чересчур впечатлительные люди - это единственная категория зрителей, кому бы я не советовал его смотреть. Всем остальным рекомендую.

Медведь Грызли