Собирательный образ нового положительного киногероя, на создание которого выделяются госсредства, выглядит так: молодой, конструктивно мыслящий ученый, для которого наука и толерантность важнее денег. Дилемма, однако, в том, что без денег нет героя

В кризис государство решило доверить более половины денег, выделяемых на производство российского кино, неназванным пока "лидирующим на рынке" кинокомпаниям. По каким критериям будут оцениваться "лидерские качества" компаний, которым будут выделяться дотации, не ясно. Ведь попавшие в кулуарный список потенциальные "первачи" далеко не блещут финансовыми показателями.

Решение изменить схему господдержки производства фильмов (это революционное предложение сформулировал месяц назад премьер-министр России Владимир Путин на встрече с представителями культуры) большая часть продюсеров восприняла как начало нового этапа для российского кино, но по-прежнему с непонятными и непрозрачными правилами игры. Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии решил реализовать две идеи, поднимавшиеся в правительстве отдельными кинодеятелями в течение нескольких лет. Во-первых, решили, наконец, подумать о том, как возвращать вложенные в кино государственные деньги, которые распределялись между большим числом кинокомпаний за последние 10 лет, а потом бесследно терялись. А во-вторых, определить-таки "лидеров рынка" — кинокомпании, которым можно отдать больше половины средств, выделяемых на производство фильмов государством. Раньше государство, выделяя деньги на производство фильмов, не рассчитывало, что они окупятся, и не требовало от продюсеров долю прибыли. Распределением госсредств заведовало Министерство культуры. Субсидии распределялись между множеством конкретных проектов: министерство определяло лот и проводило тендер продюсерских заявок. В результате, например, по данным гендиректора Первого канала Константина Эрнста, из 101 картины, получившей деньги из бюджета в 2008 году, только 52 были завершены и около 30 вышло в прокат.

Теперь правительство решило кардинально изменить схему работы с продюсерами. Объем господдержки было решено увеличить почти в 2 раза: с 2,6-2,7 млрд рублей сразу до 4,9 млрд рублей в 2010 году. Но при этом основная часть денег, не менее 3 млрд рублей, будет поделена поровну между 5-7 кинокомпаниями, которые выберет правительственный совет во главе с премьер-министром Владимиром Путиным.

На эти деньги компании должны будут снимать большие "национальные" фильмы — бюджет выделяет для них не менее 2 млрд рублей в год. "Планируется снимать 10 таких проектов, на каждый из которых будет потрачено 200 млн рублей. Поскольку это очень большие проекты, государство берет на себя 100 процентов финансирования производства фильма", — рассказывает близкий к Минкультуры источник. Вторая категория, на которую продюсерам выделят 1 млрд рублей, — коммерческие фильмы для широкого проката, в том числе развлекательные. В год будет снято не более 40 таких фильмов, на каждый из которых уйдет по 25 млн рублей — государство готово покрыть не более 70 процентов общего бюджета таких проектов.

Схема взаимоотношения с отобранными продюсерами тоже будет выстроена по-новому. Между Министерством культуры и продюсерами появится еще одна структура — Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, который будет курировать распределение 3 млрд рублей, полученных в качестве субсидии от Министерства культуры. Фонд должен будет рассчитать механизм возврата денег и отчитаться правительственному совету, который помимо всего прочего будет определять, насколько фильм "национален".

На следующий год уже определено три "идеологических" направления: тема нового героя, человека, для которого материальные ценности не находятся на первом месте, который способен находить конструктивные пути самореализации; инновации и высокие технологии (формирование положительного образа современного ученого) и толерантность.

Главный вопрос, который еще не решен окончательно, — по какому критерию выбирать студии, претендующие на господдержку. На рынке работают примерно 10-15 крупных компаний, однако понятно, что правительство ориентируется не столько на компании или продюсерские центры как юридические лица, сколько на знакомые личности конкретных продюсеров. Список еще не утвержден, но на рынке уже говорят о нескольких продюсерах, которые имеют самые большие шансы в него попасть. Среди них Анатолий Максимов ("Дирекция кино"), Никита Михалков ("ТриТэ"), продюсеры компании RWS (Андрей Смирнов, Юрий Сапронов, Сергей Члиянц), Рубен Дишдишян ("Централ Партнершип"), Игорь Толстунов ("Профит"), Александр Роднянский (AR Films) и Федор Бондарчук (Art Pictures).

По словам источника в Минкультуры, список каждый год будет меняться в зависимости от того, насколько успешной была работа компаний. Однако продюсеры опасаются, что он останется неизменным. Тем более что критерии отбора этих продюсеров действительно до сих пор непонятны.

Правительственный совет четко указал на то, что компании должны уметь снимать качественное и, главное, окупаемое кино. Но далеко не все из указанных продюсеров смогли окупить свои фильмы. А компания RWS, например, специализирующаяся на производстве сериалов, не произвела ни одного полнометражного фильма, а значит, по этому критерию вообще не должна была попасть в список. По данным Movie Research, за последние 3 года вышло только 9 российских проектов, кассовые сборы которых покрыли издержки на производство, если не учитывать затрат на продвижение. А с учетом рекламных затрат вообще только два — "Ирония судьбы. Продолжение" и "Жара". По данным журнала "Кинобизнес сегодня", из 1300 российских фильмов, вышедших в прокат за последние 10 лет, прибыльными оказались только 35 фильмов.

Оценивать продюсерские компании по обороту, как и по количеству выпускаемых в год фильмов, невозможно. Большинство компаний не раскрывают свои доходы. А количество выпускаемых в прокат фильмов тоже не является определяющим фактором. "Дирекция кино", к примеру, выпустила по одному фильму — "Ирония судьбы. Продолжение" и "Адмиралъ" в 2007 и 2008 годах соответственно, которые собрали наибольшую кассу среди российских картин за эти периоды. А компания СТВ, выпустившая четыре и семь фильмов в 2007 и 2008 годах соответственно, заняла только 10-ю строчку в рейтинге производственных компаний с самыми кассовыми фильмами (составлен Movie Research). Студия "ТриТэ" выпустила два фильма в 2007 году, оказавшись на 6-й строчке рейтинга, а в 2008 году вообще в него не попала.

Решение отдать такой большой объем госсредств ограниченному числу компаний вызвала бурный протест у представителей небольших продюсерских центров. "Это совершенно негосударственный подход. Это значит, что маленькие студии, которые могут производить конкурентоспособное и окупаемое кино, будут стоять с протянутой рукой перед старшими братьями, — говорит глава студии "Телесто" Елена Гликман ("Питер FM", "Тариф "Новогодний""). — К примеру, я вела переговоры с большой компанией RWS о производстве фильма, но это компания, которая до сих пор снимала только сериалы, и мы не сработались, потому что у нас оказался совершенно разный качественный подход к кино. С другой стороны, у меня был опыт успешной работы с другим известным продюсером, Игорем Толстуновым ("Профит"), но если его включат в список, то к нему выстроится целая очередь таких же продюсеров, как я".

При определении новой схемы господдержки не были учтены еще два важных вопроса — оставит ли государство за собой права на фильмы, чтобы потом получать доход от их продажи на разные площадки, и кто будет выделять деньги на продвижение фильмов, которое является важным фактором сборов в прокате. "Не секрет, что большие сборы были у фильмов, созданных при поддержке каналов, чья реклама транслировалась по главным каналам страны. Если обязать телеканалы рекламировать любой фильм, как свой родной, этого будет достаточно, и не нужно будет никаких дополнительных денег на эти цели", — говорит Елена Гликман.

Определение четких критериев и деталей распределения господдержки, по мнению экспертов, займет не менее полутора лет. Совсем без господдержки киноотрасль, конечно, не останется (эти средства традиционно составляли до трети общих бюджетов в кино), но теперь производители кино в России автоматически будут как бы поделены на первый и второй сорт. Не лучший, кроме всего прочего, моральный стимул для художника.