Если мелодия в блокбастере вас зацепила, то 50 процентов из ста, что ее написал Морриконе.
Уверенности в том, что разговор состоится, не было. Во-первых, маэстро почти 85. Во-вторых, о его нраве ходят легенды. Как-то он отказался разговаривать с журналистами, прилетевшими на встречу из Москвы. В-третьих, накануне у него был сложный концерт.
К счастью, маэстро на сей раз был расположен к разговору. И вопреки своей привычной немногословности разговорился.
- Есть мнение, что музыка - это математика: один интервал может вызвать слезы, другой - заставит смеяться. Согласны ли вы с этим утверждением?
- Да, я с этим мнением согласен. Музыка очень связана с математикой, без сомнения. Это еще при Пифагоре стало ясно. Он рассматривал математику и музыку как единое целое. Различные интервалы - терции, октавы, квинты - это все математически просчитано, и каждый музыкант, каждый композитор знает эти соотношения. Кстати, недавно я написал одну мелодию в басовом ключе для одного моего коллеги, и я в буквальном смысле писал цифрами. А еще музыка похожа на игру в шахматы. Очень люблю эту игру. У вас в России шахматы на очень высоком уровне. Я играл с Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым. Проиграл, конечно...
- Писать музыку вы начали лишь в 33 года. Знаковый возраст. С чем это связано?
- Честно говоря, я даже не знаю. Так уж получилось. С опытом, думаю, это никак не связано. Я закончил курс композиторского мастерства, когда мне было 26 - 27 лет, и тогда же начал писать музыку. Но если говорить о музыке для кино, вы правы, мне было как раз года 33.
Для того чтобы писать текст, журналист должен изучить грамматику, язык и затем сесть и написать текст. С композиторами происходит то же самое - нужно выучиться музыкальной грамоте, музыкальному мастерству, а потом сесть и писать музыку. Даже если тебе не совсем нравится то, что снял режиссер, ты все равно можешь написать хорошую музыку.
- А как же та самая Муза, то вдохновение, о которых так много говорят? Что лично вас вдохновляет: природа, женщины, вино?
- Да, есть такое романтическое представление о композиторах. Мол, стоит ему увидеть прекрасные закаты или рассветы, влюбиться в красавицу, как он тут же вдохновится и напишет музыку. Лично мне идея вдохновения совершенно не близка. Для меня важнее всего идея. Если у тебя есть четкая идея, ты над ней работаешь. Возможно, это сразу несколько идей, из которых тебе затем нужно выбрать одну. Случается так, что уже в процессе работы ты вдруг понимаешь, что идея была ошибочной. Тогда надо отказаться от того, что сделано, и начать по новой.
- Вы вчера вдохновенно дирижировали двухчасовым концертом. У вас прекрасная физическая форма. В чем секрет?
- Честно говоря, я не знаю. Может быть, в том, что я всегда, каждый божий день делаю гимнастику. Всегда прогуливаюсь по дому - я не выхожу на улицу для прогулок - и обычно не ложусь поздно спать. Вчера, например, из-за концерта я лег спать в два часа ночи, сегодня встал, как всегда, в семь. Как обычно, сделал гимнастику, правда, чуть позже обычного времени, как всегда, прогулялся. Может быть, в этом секрет формы? В активности и верности привычкам? Если вам показалось, что я в тонусе, - отлично! (Тут маэстро загадочно заулыбался.) Моя жена тоже мне говорит, что я в тонусе. А никаких других секретов я не знаю.
- Италия славится своими музыкантами, тенорами, композиторами. Есть ли какое-то объяснение этому?
- Здесь я позволю с вами не согласиться. На мой взгляд, есть другие страны с более богатой музыкальной культурой, которые повлияли на становление музыки в других странах, - это прежде всего Россия, Германия, Австрия. Если мы будем продолжать вот такую квалификацию музыкальную, то Италию я бы поставил на одном уровне с Францией. Англия пришла в музыкальный мир позже и, соответственно, сделала для него чуть меньше. Это, конечно, очень личная, моя персональная классификация. Россия в этом списке занимает, пожалуй, первое место.
- А как же знаменитые итальянские тенора? В другой стране тенор - это событие, а у вас повседневность!
- Да-а-а, у нас в Италии есть такая угроза, что все скоро начнут петь!
- В России к вам особенное отношение. Когда я говорила, что я еду к вам в гости, абсолютно все просили передать привет. Какие у вас отношения с российской публикой. Может быть, вы успели обзавестись личными связями?
- Личных контактов и личных связей в России у меня нет. Но у меня есть огромная привязанность и огромное уважение и восхищение Россией как страной с богатейшей музыкальной культурой. Скажем, Мусоргский, Римский-Корсаков - они сделали столько для мировой музыкальной культуры, сколько, пожалуй, не сделал ни один композитор. А если вспомнить Стравинского? Стравинский для меня - это настоящий идол, недостижимая величина, я им восхищаюсь.
- Организаторы из-за бешеного спроса на билеты решили устроить два концерта, а не один, как было запланировано. У вас будет свободное время. Что собираетесь посмотреть в Москве?
- Я в Москве, как вы знаете, уже не в первый раз. И кое-что мне удалось увидеть в предыдущие приезды. Например, я весь Кремль посмотрел. И знаете, именно там, в Кремле, я услышал одну замечательную музыкальную группу - пять человек пели классические произведения в древней полифонической традиции. Они меня настолько поразили, что через какое-то время я пригласил их в Рим, они здесь давали концерт. К сожалению, сейчас я уже не помню названия этой группы. Пока подумать насчет московских экскурсий у меня не было времени.
ФАКТ!
Cам Морриконе не может точно сказать, музыку к скольким фильмам он написал.
Иногда он посвящает произведения своей жене Марии. Как правило, это музыка оригинальных форм. «Моей жене не занимать оригинальности», - объясняет композитор.
У маэстро четверо детей. Сын Андреа - дирижер и композитор, работает с итальянским оркестром. Эннио отговаривал его от этого пути, но сын своими достижениями сумел убедить отца, что он тоже талантлив. Джованни - режиссер, живет в Америке. Марко работает в обществе по авторскому праву. Дочь Алессандра занимается медициной.
Морриконе владеет только итальянским. Говорит: «У меня один язык, одна жена и одна страна!»
5 самых известных фильмов, музыку к которым написал Эннио Морриконе
«Однажды в Америке»
Сериал «Спрут»
«Профессионал»
«72 метра»
«Легенда о пианисте»
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Артур Шачнев, продюсер оркестра «София» и гастролей Эннио Морриконе:
- Титанических трудов для нас стоило организовать эти концерты. У маэстро осталось негативное впечатление от прошлого сотрудничества с российскими музыкантами и промоутерскими компаниями. Поработав с некоторыми симфоническими оркестрами нашей страны, Эннио не хотел больше приезжать в Россию.
Согласился, лишь когда узнал про оркестр «София», собранный из солистов лучших оркестров страны. Маэстро долгое время отслушивал работы «Софии» и наконец решился.
Автор статьи: Оксана Фомина
Интервью
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат