С таким именем и фамилией как можно было стать другой? Одна из талантливейших и красивейших актрис советского театра и кино. Любимая ученица выдающегося режиссера и педагога М. И. Ромма. Жена звезды советского экрана Владимира Ивашова («Баллада о солдате», 1959). Заслуженная артистка России (1974). Творческий счет - десятки фильмов выдающихся режиссеров - Т. Лиозновой, М. Хуциевым, Г. Данелия, С. Говорухина, С. Ростоцкого... Мать двоих сыновей. Эффектная женщина. Интереснейший человек.

Если это ни о чем вам не говорит, вспомните сногсшибательную и не по-советски гламурную блондинку Анну Сергеевну из «Бриллиантовой руки» (Л. Гайдай, 1968), от которой млел «сурьезный» Лелик (А. Папанов) и которую Семен Семеныч (Ю. Никулин) описал всего одним жестом, но вполне адекватно. Вспомнили? Ее невозможно забыть. Она - Светлана Светличная!

К сцене и экрану Свету готовили с детства - художественная самодеятельность, драмкружки. Спасибо маминой вере и настойчивости: закомплексованная Светлана никогда не отважилась бы поступать во ВГИК. Странно, но она не считала себя красавицей. Но она очень боялась не оправдать надежд мамы, поэтому «с перепугу» выдала перед приемной комиссией все, на что была способна, и успешно прошла три тура испытаний при конкурсе восемьдесят человек на место. В ней разглядели искру таланта.

Благодаря Михаилу Ромму из искры возгорелось пламя. Светличная была принята на его курс, где вместе с ней учились Галина Польских, Андрон Кончаловский, Валерий Носик. Гибкий талант Светланы позволял мэтру свободно лепить из студентки будущую актрису: используя какие угодно режиссерские методики, примеряя на нее любые образы.

А еще у девушки открылись исключительные хореографические способности, и посмотреть на ее занятия танцами сбегались все, кто был свободен от лекций. Уже к середине первого семестра Света стала весьма популярной персоной во ВГИКе и гордилась тем, что не подвела маму. На студенческой сцене были сыграны Элизабет Проктер в «Салемском процессе», Катюша Маслова в «Воскресении», Марьянка в «Казаках»...

После окончания в 1963 году ВГИКа Ивашов и Светличная, уже супруги, стали работать в Театре-студии киноактера, где играли до 1993. Лучшая театральная роль Светличной состоялась в спектакле «Бесы» по Достоевскому.

В кино она дебютировала еще в 1960 году, сыграв эпизодическую роль Натки в киноповести М. Калика «Колыбельная». В 1961 году актриса получила главную роль Нади Колчиной в фильме Т. Лиозновой «Им покоряется небо». Здесь она играла в паре с Николаем Рыбниковым, (ее старили, его молодили). Этой работой Светличная защищала диплом, и Михаил Ильич Ромм поставил ей «отлично».

В 60-е годы Светлана много снималась. Пару раз она играла с мужем, но в эпизодических ролях: в «Герое нашего времени» (1965), в «Новых приключениях неуловимых» (1968). Гораздо более известные роли: в фильме о войне «Пока фронт в обороне» (1964), в комедии «Стряпуха» (1965), в балладе «Чистые пруды» (1965), в мелодрамах «Любить» (1968) и «Неподсуден» (1969), в лирической комедии «Не самый удачный день» (1966).

Именно тогда создавался имидж гламурной красавицы, достигший своего апогея в «Бриллиантовой руке», благодаря которой актриса вошла в историю советского кино как первая, показавшая всей стране стриптиз. Этот эпизод поначалу даже вырезался из фильма. Светлана Афанасьевна не любит сравнения с Анной Сергеевной: из-за этой роковой дамы ее не взяли сниматься в «Анну Каренину» и «Войну и мир». Актриса мечтала о Наташе Ростовой и Карениной, о чеховских и тургеневских героинях, но эти роли, к сожалению, прошли мимо...

В 70-е годы кинокарьера Светличной складывалась уже не так удачно. Ролей, запомнившихся зрителям, было, наверное, всего две: Габи в легендарных «Семнадцати мгновениях весны» (после этой работы актрисе было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР) и Надя в не менее легендарном «Место встречи изменить нельзя». Была и еще одна интересная и выигрышная, главная роль - Милли Вимерфорд в советско-венгерской комедии «Держись за облака» (1973), но в СССР фильм так и не вышел, хотя в Венгрии картина имела большой успех, актрису стали узнавать на улицах. Об остальных ролях того десятилетия Светлана Афанасьевна вспоминает без удовольствия.

В 80-е годы Светличная и Ивашов снимались редко, а с начала тяжелых 90-х их и вовсе перестали приглашать. Только в 1994 году Светлана Афанасьевна снялась в драме дипломника Александра Хрякова «Дом на камне». Большим ударом для супругов стал развал и «чистка» Театра-студии киноактера в 1993. Казалось, актриса смирилась с уходом популярности. Женщина в расцвете сил, она взяла на себя роль жены и матери, тем и спасалась. Какое-то время после смерти мужа она бедствовала, подрабатывала, чем могла.

И вот после стольких лет творческого простоя, когда успело вырасти не одно поколение зрителей, она снова появилась в «Богине» Ренаты Литвиновой (2004) и в мистическом сериале «Куратор» (2007). Актриса надеется, что это не последние фильмы в ее жизни: «Я не случайно вернулась в кино, не на один раз, я - надолго».

Она продолжает жить. И жить с радостью. Не сидит, сложа руки: общается со зрителями в России, Белоруссии, на Украине, участвует в телепередачах. Она свободна. Любит природу, животных, вечеринки с друзьями, спорт. Не скрывает свой возраст (Светлана родилась 15 мая 1940), но и не распространяется о прожитых годах. Остается женщиной до кончиков ногтей. Загадочной, даже мистической женщиной. Ее такое светлое настроение, радостное отношение к жизни - постоянно и заразительно. Этот свет льется на нас с экранов.

А с таким именем и фамилией как можно было стать другой?

Автор: Людмила Сысоева