Зачем вообще их делать? Интересный вопрос. Думаю, что у каждого свой ответ. Я лично вижу несколько причин. Во-первых, это надо, когда хочется охватить взглядом (снимком) большое пространство (вид, пейзаж), которые совсем не вмещаются даже в самый широкофокусный объектив. Да ещё при этом избежать искажений типа «рыбьего глаза».
Во-вторых, панорама серьёзно улучшает качество (разрешение) снимка в целом. Панорама, сделанная из 3-5 снимков средним фокусом, смотрится гораздо круче, чем сделанная одним снимком с широким фокусом.
Вы можете потом приблизить на экране компьютера какой-то интересный фрагмент, и увидеть его детали, а не крупное зерно. Конечно, такая фотография будет весить больше, чем один кадр, но это стоит того.
Особенно это актуально владельцам мобильных камер, которым съёмка общих видов вообще противопоказана из-за низкого разрешения. Если вы своим мобильником сделаете несколько вертикальных снимков, а потом их склеите в панораму, то качество увеличится практически в два раза!
Ну и в-третьих, это может стать для вас интересным жанром и увлечением, которое сильно разнообразит ваши альбомы и повысит мастерство в фотографии.
Съёмка. Её можно условно разделить на несколько типов.
Однорядная панорама – самая простая, состоит из двух и более последовательных снимков, снятых по одной линии горизонта с перекрытием около 30% на каждый кадр.
Многорядная – практически тоже самое, но состоящая из двух или трёх таких рядов. Больше трёх наверное нет смысла снимать. Это уже скорее будет подходить под круговую панораму третьего типа.
Круговая, или на 360 градусов, снятая во все стороны, а также вверх и вниз. Но я её мало изучил, и говорить о ней не буду. Может в будущем.
Из всех тонкостей непосредственно самой съёмки можно выделить самые главные. Самое главное – необходимо стараться выдержать горизонтальность съёмки. Лучше всего это делать с помощью штатива. Но и без него у меня выходило достаточно неплохо. Наметьте себе воображаемую линию, параллельно горизонту, и снимайте на одном дыхании, не уходя от этой линии даже при изменении пейзажа.
Если панорама состоит из нескольких рядов, то тоже лучше снимать сразу все кадры с одного места, контролируя общий вид вторым открытым глазом, рискуя заработать косоглазие J.
Снимки должны перекрывать друг друга на 20-30% во все стороны. Ориентация камеры может быть любая, но для однорядной панорамы я рекомендовал бы съёмку в книжной ориентации. Это увеличит разрешение готового кадра при меньшем количестве кадров. Фокусное расстояние желательно увеличить до 50-60 мм оптического зумма. У мобильников выбора к сожалению нет.
Теоретически, фотокамера должна поворачиваться вокруг оптического центра объектива, но это реально, наверное, только со штативом и специальной насадкой к нему. Хотя, если ваша панорама не содержит близкорасположенных объектов, то это не так уж и важно.
Дополнительная сложность – это движущиеся объекты. Но тут действовать приходится по обстоятельствам. Конкретных рецептов я пока не придумал. J
Теперь об экспозиции. Есть разные мнения. Некоторые снимают все кадры с одной выдержкой, ISO и диафрагмой, выставленными по самому яркому объекту. Некоторые применяют приоритет диафрагмы, или просто в автоматическом режиме. У каждого способа есть свои недостатки, которые можно позже частично исправить в программе при склейке. Но при выборе вида, лучше избегать объектов с разной освещенностью.
Например, при съёмке ночной панорамы (после экспериментов) я начал применять фиксированную выдержку. Иначе попавший в кадр случайный фонарь делал отдельный снимок слишком тёмным. И наоборот. Днём можно просто воспользоваться автоматом, если вы не собираетесь фотографировать против солнца.
При съёмке панорам, я старался пользоваться ручной наводкой на резкость. Если у вас отсутствует функция ручной наводки на резкость, то необходимо следить, чтобы резкость не навелась на случайно попавшие близкорасположенные объекты.
Самой распространённой ошибкой в начале у меня было «естественное» желание увести камеру с прямой линии для «лучшего» кадрирования попавших в кадр объектов. Не забывайте, что каждый кадр является просто фрагментом будущей панорамы, даже если в кадре всего лишь пустое небо. Что-то вроде пазлы. Такое желание полностью устраняет применение для съёмки штатива.
Итак, снимки сделаны. Что дальше? Надо их «склеить»!
Кто в совершенстве владеет Фотошопом, тот в моих советах в этом не нуждается. А для остальных создано много программ, которые в автоматическом (или полуавтоматическом) режиме вполне справляются с поставленной задачей. Конечно, я все их не пробовал, а воспользовался программой PanoramaStudio Pro 2.0.9, которую легко найти в интернете, набрав в поисковике Гугла её название.
Эта программа полностью оправдала мои надежды на создание панорамы на приемлемом любительском уровне, имея минимальный опыт, простую аппаратуру и не так много времени на эксперименты.
Простой, интуитивно понятный русский интерфейс этой программы позволил мне получить уже с первого раза неплохой вид из моего окна. В ней есть возможность ручной коррекции каждого изображения. А при правильной изначальной съёмке она сразу всё склеивает в хорошем качестве, подгоняя изображения даже по экспозиции. Полностью её возможности я ещё не прояснил, но они явно больше, чем нужно для начала.
В общем, рекомендую.
Так что, создавать панорамы на любительском уровне не так уж и сложно. Доказательства на этой странице моего блога. И делитесь своим опытом в комментариях на ней, где вы можете найти и дополнительную информацию.
Желаю вам успеха!
С уважением, Алексей.
Фото
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
Панорама - это просто!
Из выпуска от 07-03-2010
рассылки Что нужно знать НЕ фотолюбителю-профессионалу о фотографии?
Автор: