Глубина резкости – фактор, с помощью которого фотограф может управлять вниманием зрителя, придавая своим фотографиям не только реализм, но и художественную ценность. Именно глубина резкости позволяет фотографу подчеркнуть главный объект съемки и скрыть второстепенные.

Малая глубина резкости используется при портретной съемке и макросъемке. Она позволяет четко выделить на снимке основной объект, сделав фон или второстепенные детали снимка нерезкими.

Съемка пейзажей и репортажная съемка, напротив, требуют большой глубины резкости, такой, чтобы все предметы, попавшие в кадр, были максимально четкими.

Художественная фотография и выразительные портреты с размытым фоном (который называют французским словом «боке») были бы невозможны без возможности изменять глубину резкости.

Глубина резкости — это не абстрактное понятие, а конкретная величина, для вычисления которой существуют четкие формулы. Более строго глубину резкости принято называть «глубина резко изображаемого пространства», или, сокращенно, ГРИП.

ГРИП – это диапазон расстояний, при попадании в который предметы будут резкими на результирующем снимке. Нужно понимать, что в ГРИП могут попасть как предметы, находящиеся перед объектом съемки, так и предметы, находящиеся за ним.

Естественно, что мало кто будет рассчитывать глубину резкости для каждого снимка, используя формулы. Тем более что многие модели фотоаппаратов позволяют автоматически рассчитать глубину резкости для каждого снимка. Но формулы позволяют понять, от чего зависит глубина резкости и каким образом фотограф может изменить ее.

Таким образом, глубина резкости зависит от величины диафрагмы, расстояния до объекта и размера светочувствительного элемента (кадра пленки или матрицы цифрового фотоаппарата).

Вопрос о зависимости или независимости глубины резкости от фокусного расстояния объектива до сих пор относится к дискуссионным. Сторонники «независимой» теории исходят из принципа, что при прочих равных условиях глубина резкости не зависит от фокусного расстояния до объектива и полностью определяется диафрагмой и расстоянием до объекта съемки. Эта теория базируется на книге Г. Мерклингера. Их оппоненты утверждают, что, как и следует из приведенных выше формул, глубина зависит от фокусного расстояния объектива. Из этого утверждения следует, что ГРИП при съемке с телеобъективом будет меньшим, чем ГРИП при съемке широкоугольником.

Насколько важны эти тонкости для фотографа-практика, тоже спорно. Скорее всего, самый быстрый путь к желаемому результату, то есть к хорошим снимкам, лежит в области экспериментов с возможностями собственной камеры, а не в области теоретических изысканий.

На практике увеличить глубину резкости можно при помощи:

— уменьшения диафрагмы. Хотя в цифровом значении это будет выглядеть, как увеличение. Так, диафрагма 8,0 дает значительно большую глубину резкости, чем диафрагма 2,8;

— увеличения расстояния до объекта съемки;

— уменьшения размера матрицы, но этот параметр пользователь изменить не может :).

Соответственно увеличение диафрагмы (уменьшение ее числового значения), увеличение размера матрицы и уменьшение расстояния до объекта съемки приведут к уменьшению глубины резкости.

Переход от теории к практике может вызвать некоторые сложности у начинающего фотолюбителя. Особенно тяжело приходится новоиспеченным владельцам цифровых компактов высшей ценовой категории. Недоумение фотографа «Ну как же так, я все делаю правильно, диафрагма открыта по максимуму, а фон не смазывается» вполне понятно и закономерно. А все дело в том, что начинающий фотограф забывает о такой составляющей глубины резкости, как размер матрицы, который даже у самых дорогих моделей компактных фотоаппаратов чаще всего составляет от 3,4х4,5 мм до 6,6х8,8 мм (хотя есть и исключения), в то время как в зеркальных камерах начального уровня устанавливаются матрицы 23,6x15,8 мм (nikon d90), а в профессиональных зеркалках — 36x24 мм (nikon d700). Именно по этой причине большинство компактов не позволяет достичь глубины резкости, сравнимой с глубиной резкости зеркальных фотоаппаратов.

Конечно, можно попробовать увеличить диафрагму, подойти к объекту съемки поближе или постараться отодвинуть объект от фона (если это возможно). Но если желаемого результата не получается, вовсе не обязательно идти и покупать зеркалку. Красивое боке можно за считанные минуты получить в графическом редакторе. Удачных Вам снимков!