На фототренинге "Под впечатлением" можно увидеть, как действует психологический феномен "вдруг обнаружить перед фотокамерой свою истинную природу".

В самом начале встречи у участников фототренинга проявляются неожиданные для них самих качества: обаяние, внутренняя наполненность или неуверенность, непроизвольный страх быть "в центре внимания" и т.п. Это становится ресурсным материалом для дальнейшей работы.

Фотография позволяет работать с образом "Я":

- насколько я себя знаю,

- насколько принимаю,

- соответствует ли мой внешний образ внутреннему содержанию.

Фотография может быть психологической. Такая фотография производит глубокое эмоциональное впечатление, затрагивает душу, заставляет по-новому взглянуть на себя. А обсуждение в группе того, как люди воспринимают себя через фотографию, позволяет всем участникам задуматься о том, что же такое "восприятие себя".

Тема неуверенности в себе звучит довольно часто. Интересно, а откуда берется это состояние неверия в себя, в свои силы, привлекательность, умения и т.п.?

Как и многие другие комплексы, неуверенность часто формируется в детстве, когда знания о мире и о себе по большей части состоят из чужих оценок, а не из своего самоощущения. "Вот Дина очень красивая у нас, а Аля умная", – говорит бабушка маме. Мама смотрит на дочек: "Да, Дина легко замуж выйдет, а Аля наукой будет заниматься". И вот зерно посеяно...

Ребенок как губка впитывает все высказывания, которые говорят о нем значимые другие люди, и думает "Ах вот я какой". Но это еще полбеды. Для того, чтобы неуверенность в себе пустила корни, надо пережить какую-нибудь неудачу, которая будет бурно воспринята либо вами, либо окружающими.

Например, Дина, получив плохую оценку на экзамене по какому-нибудь предмету в школе, ещё раз согласится с высказыванием родственников о своих способностях. Дина будет больше внимания уделять внешности и, возможно, решит, что заниматься наукой - не её удел, хотя ее интеллект фактически не уступает Алиному. Просто оценочное суждение со стороны останавливает Дину проверять свои способности, дерзать, исследовать.

Аля же будет очень настороженно относится к комплиментам и, если так случится, что её первая любовь не будет взаимной, то её мнение о себе, как о "некрасивой", подтвердится, и Аля может "уйти"; в науку. А через несколько лет, когда она окончательно сформируется как женщина, будет очень удивляться тому, что слышит со стороны комплименты по поводу своей красоты. И, к сожалению, будет считать, что это уже не к ней, вот сестра — та да, красавица, а она так…

"Опыт показывает, что основная масса людей получает "не свои" ярлыки в раннем возрасте. Представление о себе в целом, о своих способностях и возможностях обычно закладывается в семье и отражает мнение о человеке его родителей или братье и сестер. Со временем мнение семьи о ребенке становится его собственным представлением. И это мнение оставляет в нем след на всю жизнь и существенно влияет на дальнейшее развитие самооценки. Большинство родителей хотят привить детям собственные базовые ценности и свою систему жизненных взглядов, поэтому начинают указывать детям, что делать и как себя вести в тех или иных случаях, в соответствие со своими представлениями. Семья очень скоро выявляет отличительные черты каждого ребенка. Из рассказов и обращений взрослых ребенок усваивает свою характеристику и начинает ей соответствовать. Но ведь семья может и ошибаться".

Паулина Роуз Кланс "Самозванец"

Так и на нашем фототренинге, многие участники обратили внимание на то, что воспринимают себя порой глазами родителей. Неудивительно, что на фототренинг приходят красивые люди, которые уверены, что непривлекательны, что в них много чего "не такого". И когда смотрят на свои фотографии, то с удивлением замечают, что слова, которыми себя описывают - это слова из далекого прошлого... Дальше индивидуальная работа позволяет каждому по-новому встретиться с собой, со своим образом, поддержать себя и принять свою красоту и уникальность.