Более полувека назад Айзек Азимов предложил три знаменитых закона робототехники и также выпустил цикл фантастических рассказов о будущем, где роботы живут рука об руку с людьми. Особенную популярность, конечно, идеи Азимова получили после выхода фильма «Я, робот», базирующегося на работах фантаста.

Тем не менее сегодня роботы не разгуливают по улицам и не сидят в офисах, сверкая на солнце металлическими корпусами и жужжа механизмами.

Сегодня роботы — это не машины, а скорее алгоритмы.

Еще раньше, когда машины пришли на производство, а луддиты протестовали и уничтожали их, механизмы, которые, конечно, роботами не назовешь, отобрали грубую физическую работу у людей. Правительству Англии пришлось жестоко подавить восстание несогласных, переросшее в настоящую, пусть и подлую, войну с машинами.

Как бы то ни было, сейчас конвейерное производство уже не обходится без машин. На очереди интеллектуальная работа, за которую возьмутся компьютерные алгоритмы. Применение они найдут (или уже нашли) в обработке больших объемов информации, в той самой рутинной работе, от которой у человека приходит усталость и падает эффективность, а у робота показатели всегда стабильны и точны.

Кроме того, компьютеры по заданным алгоритмам смогут обеспечивать поток информации, в которой человек нуждается ежедневно.

Здесь впору забеспокоиться сотрудникам электронных медиа. Los Angeles Times, Associated Press, Forbes и прочие широко известные СМИ уже постепенно вводят роботов, а точнее — те самые пресловутые алгоритмы, для оперативного создания финансовых сводок, результатов спортивных матчей или информации о погоде.

Подобная система добралась и до России. Недавно компания «Яндекс» объявила о создании в ноябре этого года специального информагентства, в котором материалы также будут писаться специальными алгоритмами. Пока в сферу «интересов» роботов войдут данные о погоде и о пробках, однако впоследствии компания планирует расширять список тем, которые упадут на компьютерные плечи. «Яндекс» планирует предоставлять услуги роботов-журналистов российским СМИ бесплатно и оперативно.

На очереди также таксисты и водители, которым на смену идут автомобили с автопилотом.

Google и Tesla активно работают над улучшением функциональности их самоуправляемых машин.

Пока что работа над роботом-водителем внутри автомобиля ведется медленно и очень аккуратно. Важным моментом остается снабжение транспортного средства беспрерывной связью. Также автопилот обязан уметь оценивать обстановку на дороге и предсказывать как собственные действия, так и действия других участников дорожного движения.

Но человек — существо непредсказуемое, и это одна из причин, по которой разработки ведутся столь неторопливо.

Однако если исключить человеческий фактор на дороге полностью, то монополия роботов на дороге совсем не выглядит пугающе. Упорядоченная система коммуникации всех роботизированных транспортных средств позволит максимально обезопасить передвижение. А в случае пробки или не слишком удачного обгона робот-авто не станет кричать в вашу сторону не совсем лицеприятные вещи.

За массовое производство еды для человека могут взяться в скором времени, например, 3D-принтеры. По большому счету, в них можно загрузить любые материалы, и почему бы не сделать это и со съедобными продуктами. Компания Natural Machines уже представила подобную разработку. 3D-принтер Foodini позволяет загружать в него до пяти различных ингредиентов — можно задать необходимую программу, и блюдо будет быстро «напечатано». Результат все же больше похож на фастфуд, так что шеф-поварам элитных ресторанов пока можно расслабиться.

В китайском Харбине, кстати, есть ресторан, где почти весь персонал, от повара до официанта, представлен роботами, уже больше напоминающими человека по внешнему виду.

Место робототехнике найдется и в космосе. Космонавтов роботы, конечно, не заменят, но вот выполнить черную работу на станции — запросто. Это особенно удобно, поскольку сэкономит массу времени для действительно важной работы.

Робот Robonaut2 (R2) от NASA и General Motors уже бороздит просторы земной орбиты. R2 способен работать как внутри МКС, так и в открытом космосе. И что важно, ему не нужен для этого громоздкий скафандр. Впоследствии планируется, что R2 будет высажен на Луну, поскольку это будет наиболее безопасным и менее дорогим решением.

Услуги доставки уже постепенно берут на себя дроны и прочие аналогичные устройства. Со склада — прямо в дом. Конечно, и у этой услуги есть ограничения, но, кажется, ряды почтальонов скоро поредеют.

Роботизация, какие бы усилия ни прикладывались учеными, вряд ли затронет типично «человечные» профессии.

Робот не станет психологом, музыкантом, художником или певцом. «Разве может робот написать симфонию, создать шедевр?» — вопрошал герой Уилла Смита в картине «Я, робот». Ответ, скорее всего, отрицательный.

Тем не менее приход роботов на рабочие места, которые традиционно были закреплены за человеком, не означает, что это не оставит вакансий на рынке занятости людям. Традиционно, с приходом машин на место человека, появлялись абсолютно новые ниши занятости, новые профессии. Главное — уметь приспособиться к веянию нового времени и прогресса, который уже не остановить.