Корпорация Valve закручивает гайки (или вентили) игровому сообществу. Один из крупнейших в мире издателей компьютерных игр внезапно начал брать деньги за модификации, разработанные энтузиастами. Это прецедент, который в долгосрочной перспективе может изменить всю систему монетизации в индустрии.

Нет конца экспериментам

Valve - одна из наиболее загадочных компаний в секторе видеоигр. Периодически она устраивает эксперименты, которые вызывают много вопросов как у игроков, так и у соперников. Стоит вспомнить хотя бы историю с консолью Steam Machine, созданную в противовес игровым приставками от Sony и Microsoft. Этот релиз должен был перекроить рынок, но теперь о нем почти забыли, ведь выход устройств линейки отложен на ноябрь 2015 г.

Но именно новость этих дней вызвала максимальное количество негативных отзывов в адрес Valve. Игровые модификации (моды), созданные геймерами для игры The Elder Scrolls V: Skyrim, теперь не будут полностью бесплатными. Собирается библиотека, в которой можно будет найти моды, стоимость которых теоретически ничем кроме спроса не ограничена. Сама Valve утверждает, что такая система позволит поддерживать интерес к созданию модов и обеспечит дополнительный доход "игрокам-креативщикам".

Игровое сообщество приняло новость в штыки. Модификации всегда были абсолютно бесплатными, и вокруг них создавались масштабные экосистемы, насчитывающие миллионы геймеров. Теперь есть подозрение, что Valve нашла дополнительный источник монетизации и выступает как настоящий монополист.

Монополист

Valve принадлежит магазин Steam. Точные цифры продаж не раскрываются, однако согласно информации IHS Screen Digest через эту систему в 2013 г. было продано 75% всех цифровых копий компьютерных игр. Количество пользователей Steam достигло 100 млн в феврале 2014 г. Valve одновременно является разработчиком и издателем игр. Самое известное творение компании - серия Half-Life. Именно в Steam и появилась библиотека платных модификаций для Skyrim.

Бизнес-модель Dota 2

Можно было бы сосредоточиться на социально-этическом подтексте, но нас больше интересует новый подход Valve к монетизации, который на самом деле частично позаимствован из ее же сверхпопулярного бренда Dota 2. Valve, которой вовремя удалось увести франшизу Defense Of The Ancients из-под носа у Blizzard, создала интересную экономику: некоторые предметы создаются игроками и продаются в игровом сообществе. Уникальный дизайн может привлекать повышенное внимание и приводить к росту стоимости. В результате известен случай, когда курьер Ethereal Flames Pink War Dog был продан за $38 тыс.

По оценке Valve, средний доход дизайнера предметов в Dota 2 достигает $15 тыс. в год. Отдельные вещи могут стоить в десятки раз больше. Более того, именно деньги, которые игроки вливают в игру, позволяют собрать рекордные по меркам индустрии призовые фонды для турниров. В конце прошлого года мы писали, что фанаты влили в призовой пул игры уже $12 млн.

Что касается Skyrim, то эта игра уже четыре с лишним года остается в центре внимания именно благодаря новым предметам, погодным эффектам и другим деталям, добавленным такими же, как в Dota 2, "вольными дизайнерами". Монетизация по принципу Dota 2 здесь может быть успешной, а никаких турниров не существует. Вопрос в том, куда пойдут все вырученные деньги?

Как далеко зайдет Valve?

Если Valve действительно будет отдавать львиную долю создателям контента, речь может идти о потенциально взаимовыгодной трансформации рынка: геймеры будут получать деньги и постепенно станут профессионалами, готовыми посвятить жизнь карьере в игровой индустрии. Valve получит новых талантливых работников, а рост денежного оборота в секторе привлечет как инвестиции, так и в целом внимание общественности.

Если же компания Гейба Ньюэлла решит "прикарманить" заработанные создателями модов средства, то в первое время столкнется с недовольством игрового сообщества. Однако в перспективе Valve может гарантировать себе стабильный дополнительный источник выручки на годы вперед. Skyrim дело не закончится, и чем дольше будет развиваться ниша, тем больше в ней будет привлекательных модификаций для самых разных игр.

Мы живем в эпоху микротранзакций и условно бесплатных игр. На таком фоне идея Valve выглядит вполне уместной. Возникает лишь один вопрос: как издательство собирается защищать платные моды от торрент-трекеров?

Святослав Бочаров