Взять лучшее
Главный китайский производитель смартфонов и по совместительству самый дорогой технологический стартап в мире, Xiaomi, никогда не стеснялся брать лучшее у конкурентов. В первую очередь копировали "философию" Apple. Основатель компании Лей Джун открыто заявлял о том, что в молодости подражал Стиву Джобсу. Даже на пресс-конференциях Xiaomi можно видеть позаимствованные у легендарного главы Apple идеи вроде фразы "One more thing..."
Устройства Xiaomi также походили на "яблочные". Так, планшет Mi Pad и смартфон Redmi 2 продаются с корпусами разного цвета, и эта "фишка" напоминает дизайн iPhone 5C. Даже интерфейс Mi UI чем-то напоминает iOS в ее последних итерациях. На таком фоне дизайн приглашения на индийскую пресс-конференцию не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Но есть одно "но".
Дело в том, что оформление этой листовки, как и привычки руководителя Xiaomi, не слепое копирование, а прямой вызов Apple. Вызов, который больше никто не может бросить. Идея китайского стартапа заключается в том, чтобы постепенно превзойти собственного "учителя". И вполне возможно, этот момент уже настал.
Превзойти учителя
Достаточно обратить внимание как на дизайн, так и на технические характеристики последнего флагмана Xiaomi - Mi Note и особенно его старшей версии - Pro. Это устройство выглядит совершенно не "яблочным". Идея слегка скруглить грани дисплея и задней крышки принадлежит именно китайцам. Они решили, что так смартфон держать удобнее. Камера не выпирает, как у iPhone 6 Plus, разрешение дисплея у топовой версии QHD (2560 на 1440 точек). При этом устройство было представлено раньше Samsung Galaxy S6.
С каждым поколением Xiaomi сокращала технологический разрыв между своим бизнесом и Apple, а параллельно экспериментировала с дизайном, вбирая все лучшее от своего старшего брата. И если Samsung только в последнем поколении пытается изменить свой подход к компоновке и материалам, то китайцы давно поняли: на современном рынке это необходимость. В результате начиная с Mi Note мы видим, как Xiaomi отталкивается от наследия Apple и начинает покорять рынок самостоятельно.
Копировать безопаснее?
Конечно, стремление Xiaomi переключиться на самобытный дизайн и самостоятельные эксперименты с материалами и компоновкой устройств могут насторожить экспертов. Статус "китайской Apple" обеспечивал стартапу стабильный доход и место в тройке ведущих вендоров Поднебесной.
Теперь же компания может оказаться в "серой зоне" инноваций, когда приходится либо задавать некий никому еще неизвестный и непонятный тренд, либо тратить деньги, не получая достаточной отдачи от рынка.
Но в данный момент Xiaomi не только хочет, но и вынуждена идти по этому пути. Как известно, Apple считает Китай приоритетным рынком. Компании из Купертино удалось не только потеснить конкурентов в IV квартале прошлого года, но еще и заработать огромную сумму, ведь ее продукция продается с большей наценкой, чем у той же Xiaomi. Apple получила в Китае $16,1 млрд на фоне общей выручки в $74,6 млрд.
В такой ситуации Xiaomi просто не может себе позволить заниматься копированием. Нужно конкурировать с Apple на равных и предлагать равноценную альтернативу, а не клоны. Такой путь действительно опаснее в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной позволит стартапу сохранить актуальность. Ведь не зря вице-президент Xiaomi Хьюго Барра намекает, что в данный момент китайцы не ведут экспансию на западном рынке, но только пока. И когда через несколько лет бренд всерьез задумается о покорении Америки и Западной Европы, копией устаревших iPhone никого впечатлить не удастся.
Святослав Бочаров