Уходящий год был богат новостями о стартапах. Кто-то привлек миллионы пользователей и миллиарды долларов от венчурных фондов, кого-то поглотили высокотехнологические гиганты. К "гаражным" компаниям уже давно относятся серьезно. О самых интересных мы расскажем в этом итоговом материале.

У популярного стартапа действительно есть лишь два пути: либо вовремя продать свои идеи одному из лидеров рынка высоких технологий, либо попытаться бросить вызов титанам и рискнуть всем ради свободы.

Удачный пример продажи бизнеса - Instagram. В апреле 2012 г. он перешел к Facebook, но сохранил и популярность, и команду, и собственный бренд. Да еще и заработал $1 млрд в рамках сделки. В 2013 г. за $1,1 млрд Yahoo! купила соцсеть Tumblr. Такова судьба действительно перспективных и богатых сервисов, для которых потенциальные владельцы готовы создать наилучшие условия.

В 2014 г. сразу два мощнейших стартапа решили продать свои активы. Во-первых, это знаменитый мессенджер WhatsApp, отошедший к Facebook за рекордные $19 млрд. Amazon, заплатив $970 млрд, приобрела потоковый сервис Twitch, который обожают геймеры.

Менее успешные предприятия по итогам поглощения размываются, а их наработки используются новым владельцем без использования оригинального бренда. Понимая это или надеясь на успех без посторонней помощи, некоторые стартапы отказываются от предложений о поглощении.

Так, микроблогинговый портал Twitter в какой-то момент рассматривался как лакомый кусок для лидеров интернет-рынка, но в итоге предпочел самостоятельное развитие и в ноябре 2013 г. вышел на биржу. Сегодня капитализация компании достигает $23,2 млрд. Каким путем идут самые трендовые стартапы 2014 г.? Об этом расскажем в нашем материале.

1. Uber

Приложение для заказа такси Uber появилось еще в 2009 г., но именно сейчас действительно стало массовым. Дело в том, что изначально эта мини-социальная сеть была рассчитана только на элитное такси и принимала в свои ряды тех водителей, которые владели дорогими авто. Постепенно из элитарного и локального сервиса Uber превратился в глобальный и демократичный, ведь стоимость поездки ниже, чем в обычном такси. В России Uber может составить конкуренцию похожему сервису от интернет-компании "Яндекс" и еще одному международному приложению родом из Израиля - GetTaxi. Многие эксперты утверждают, что преимущества интерфейса Uber обеспечат ему мировое господство. Стоимость компании уже оценивается в $40 млрд.

2. Ello

Социальная сеть Ello была основана в марте 2014 г. Ее запустили на фоне абсолютного равнодушия профильных СМИ. Сеть развивалась довольно медленно и внешне напоминала более минималистичный вариант той же Facebook. Главное отличие - отсутствие рекламы. Девиз, адресованный пользователям, - "Вы не продукт". Если говорить о владельцах страничек, коих уже более 1 млн, то среди них много хипстеров, свободных художников и фотографов. Таким образом, Ello пересекается с Tumblr - нишевым, но достаточно популярным сайтом с большим количеством визуального контента от пользователей. Ситуация с Ello кардинально изменилась, после того как Facebook применила политику "реальных имен". Многие члены ЛГБТ-сообщества приняли решение о демонстративном переходе на Ello. Так, о новом портале начали говорить, а в наше время это уже не половина успеха, а гораздо больше. Ello в свою очередь рада была объявить о себе как об антиподе Facebook. Такая идея лежала в основе социальной сети изначально, но после скандала вокруг прав меньшинств Ello автоматически превратилась в их защитника.

3. Docker

Docker - это специальный набор инструментов для разработчиков облачного программного обеспечения, с помощью которого приложение можно по частям "запаковать" в специальные виртуальные контейнеры, а затем транслировать через облако на любой тип устройства. Разработчики программ благодаря Docker получают возможность ликвидировать изъяны в кроссплатформенной составляющей своих продуктов. Сегодня Docker - сенсация. Венчурные фонды выдали компании финансирование в размере $55 млн, количество скачиваний достигло 50 млн, клиенты живут в 43 странах, 700 разработчиков со всего света готовы помогать проекту на безвозмездной основе. Среди компаний, использующих разработки, eBay, Spotify, Cloudflare, Yandex, Cambridge Healthcare и Yelp. В наше время разработки Docker могут стать основой для создания приложений нового поколения.

4. Coub

Братья Антон и Игорь Гладкобородовы создали новую сенсацию в социальных сетях. Их портал позволяет создавать ролики, состоящие из постоянно повторяющихся отрезков видео длиной не более 10 секунд с дополнительной звуковой дорожкой. Эта простая идея пришлась по нраву огромному количеству пользователей. Для создания роликов они используют как контент с YouTube и подобных сайтов, так и свой собственный. Получаются вирусные и часто действительно смешные нарезки. В феврале этого года количество "кобов", просматриваемых ежемесячно, достигало 320 млн. Анонсирована международная экспансия. Интересно, как российский проект будет соперничать с Vines и прочими популярными в западном мире продуктами.

5. Snapchat

Snapchat - необычный мессенджер. Он позволяет обмениваться сообщениями, исчезающими из ленты по прошествии определенного времени. Именно поэтому на логотипе компании изображено привидение. Сервис был запущен в 2011 г. Популярность Snapchat растет, пользователи отправляют на нем около 700 млн сообщений в день. На сегодняшний день Snapchat уже привлек инвестиции на сумму более $100 млн, в том числе от инвестфондов Lightspeed Venture Partners, Benchmark, Institutional Venture Partners, General Catalyst Partners и SV Angel. Интересно, что за последние два года Snapchat неоднократно получал предложения о поглощении со стороны интернет-гигантов. В частности, стартап отказался продаться Facebook за $3 млрд. Сегодня технологии анонимизации пользуются повышенным спросом. Snapchat предлагает одно из самых интересных решений в этой области, и многие эксперты говорят, что за проектом большое будущее.