Роботизация наступит не вдруг, не сразу и не быстро. Но поступь ее уже хорошо чувствуется. Вслед за карьерными самосвалами-роботами в Австралии внедрение железных водителей начали в Volvo: сразу сотня автономных кроссоверов XC90 выедет на улицы городка Гётеборга. Электронные мозги «обкатывают» и конкуренты из Мазда, BMW и Ford.

Применение летающих дронов в качестве курьеров можно счесть пиар-ходом онлайн-ритейлера Amazon, однако в Австралии шустрые автономные летуны потихоньку приживаются (пока в области доставки книг). Крупнейший перевозчик США компания UPS начала эксперименты с собственным парком дронов. Учитывая катастрофу с рождественскими посылками у американцев в этом году, шаг вполне разумный.

Китайцы, естественно, не отстают: SF Express тестирует ортокоптеры в провинции Гуандун, доставляя грузы массой до 3 кг.

Заменяют роботы человека даже там, где, казалось бы, без хомо сапиенса никак. Например, тестирование сенсорных экранов у планшетов и смартфонов. Да, их проверяют тоже «железяки»! Контролер Oculus от Intel играет в Angry Birds и другие игры, тыкает в разные точки дисплея, получая обратную связь, и выносит вердикт – брак или нет. Пока робот все же дороже живых приемщиц, но это пока.

В США местные журналисты всерьез опасаются конкуренции с автоматическим составителем новостей, разработанным компанией Narrative Science. Программа Quill пока проходит обкатку (уже есть 30 постоянных клиентов, среди которых Forbes), но по прогнозам в ближайшие 5-10 лет сможет заменить новостных журналистов и фондовых аналитиков. Разница в оплате труда колоссальная: Quill просит 10 долларов за заметку, а живой журналист – 200-500 американских рублей. К счастью для российских копирайтеров и журналистов, программное обеспечение русский язык не знает.

Вместе с активным внедрением технологий случаются и забавные случаи. Так были разоблачены телемаркетинговые службы ряда компаний, работающих якобы в автоматическом режиме. Оказалось, что за монитором с нужными ответами сидел живой человек. Естественно, не американец или англичанин, а житель одной из развивающихся стран.

Колл-центры в Индии не новость, но здесь маркетологи компании Avatar, продавца подобных «систем», сделали ставку на патриотизм. Оказалось, что американцы и англичане не любят слышать голоса с акцентом, поэтому им подсунули псевдо-робота, говорящего на чистейшем английском языке. Подсунули и выдали за ноу-хау инженерной мысли. Так что не только российские чиновники страдают подобным, как видите.

Роботизация промышленности идет во всех странах. Южная Корея и США закупили 20 000 роботов в 2013 году, Евросоюз – вдвое больше. Китай приобрел 28 000 механизмов, правда, неизвестно, сколько китайцы поставили роботов своего производства.

Неслучайно ведь роботизация китайской экономики растет на 25% в год – быстрее всех конкурентов. Гигантские заводы-города одной только корпорации Foxconn получат 200 000 роботов в течение 10 лет. Причин две: нехватка рабочих рук (да-да, даже в Китае их уже не хватает!), а также стремительное подорожание этих самых рук. Почасовая зарплата китайского рабочего выросла с 2005 года с 50 центов до 2 долларов.

Россия здесь существенно отстает: всего три сотни роботов. Для сравнения: маленькая Чехия поставила 1000 механических работяг. Может, такое отставание и к лучшему. Ведь пособий за просто так нам государство платить не будет (в той же Германии уже обсуждается идея о выплате содержания всем гражданам страны просто за сам факт их существования, без всякого требования работать). У нас же, напротив, планируют бороться с «профессиональными безработными».

Свойство новых технологий еще и в том, что они «крадут» рабочие места по цепочке. Вот IBM сократило 8000 человек (аутсорсеров из Индии и Китая). Их работу автоматизировали с помощью виртуализации, «больших данных» и «облачных вычислений» в дата-центрах. Но вот беда: сотрудников дата-центров тоже могут скоро отправить в бессрочный отпуск.

Уже началось производство специальных обслуживающих механизмов, способных заменить технический персонал низшего звена. Уже к концу 2014 года должны появиться новые центры обработки данных, где людей вовсе не будет (концепция data-center lights-out или «ЦОД с выключенным светом»).

В заключение два примера автоматизации из личного опыта. Автоматические доилки для коров востребованы у наших фермеров. Правда, причина не в снижении затрат (они обходятся дороже людей), а в отсутствии желающих поработать в сельском хозяйстве. Потенциальные доярки предпочли перебраться в города (процесс не новый, начался аж в 70-х). Второй пример – автоматический оператор в службе поддержки банков или, например, операторов связи.

Недавно пытался убедить одного такого робота подключить меня к оператору белкового происхождения. Не удалось. Робот два раза прокручивал запись, после чего обрывал соединение. Была ли это программа настоящая, или опять же ловкий стажер жал на нужные кнопки?

Автор: Олег Банцекин