Глава всея Apple Стив Джобс наконец завершил свою маленькую карманную операцию «Преемник», передав пост CEO самому вероятному кандидату — операционному директору Тиму Куку. Особенной паники это не вызвало, но разговоры о «начале конца Apple» тем не менее идут полным ходом

«Le Roi est mort, Vive Le Roi» (слава богу, пока сугубо в переносном смысле), «Стив, ты всегда будешь нашем вождем», «ОБОЖЕМЫВСЕПРОПАЛИ, ЛЁЁЁЁЁЁЛИИИИК!!», — и тысяча других, присущих моменту глупостей. Так вот, к черту их все! Вообще неприятно, — комментаторы раскудахтались, как будто в курятнике лиса. А на самом-то деле, чего такого неожиданного произошло? Никто не знал, что третья серьезная операция за пять лет — это не признак железного здоровья? Что человек достаточно умен и прозорлив, чтобы продумать себе смену за такой-то срок? Наконец, что, совсем никто не ожидал, что это будет Тим Кук?

На самом деле, момент подобран идеально — неизбежное падение акций будет вскоре отыграно с помощью небывалого по мощности осеннего фейерверка новинок. Перенос сроков запуска iPhone 5 начинает выглядеть гораздо более обоснованно, не так ли? Ну да ничего, выбранная Джобсом в наследники кандидатура инвесторам и аналитикам кажется наиболее приемлемой — попробуем разобраться, почему это так.

Жизненный путь Тима Кука представляет собой практически типовую траекторию скучноватого, правильного отличника. Абсолютно простецкое происхождение не помешало способному парню получить в 1982 году степень бакалавра по инженерному профилю, а затем проработать 12 лет в еще грозной тогда IBM, отучившись по ходу дела на MBA по программе престижного университета Duke. Специализацией Кука надолго стали логистика, товарные запасы и операционное руководство. Отточив мастерство на должности вице-президента Compaq, он получил приглашение от самого Джобса спасать тонущую Apple.

Ставка оправдалась десятикратно. Безжалостно и профессионально Кук удалил из структуры корпорации любые намеки на такой ненужный в наше время балласт, как собственное производство. Тоскующие по временам Made in Ireland до сих пор ворчат на «китайское качество» новых «Маков», но реальность не оставляет выбора даже премиальным маркам. Мерилом успеха для Кука стало максимально возможное сокращение складских запасов и затрат на хранение — быстро произвели, быстро поставили, быстро продали. Отлаженный цикл работает почти без сбоев, даже порой с перегибами — то и дело случающиеся дефициты модных новинок предположительно подогревают спрос.

Все это произошло благодаря таланту Кука-руководителя. Особо отмечается его отличие от Джобса — Кук никогда ни на кого не повышает голос и, тем не менее, умеет как следует «прожаривать» провинившихся на сковородке. Одна из самых известных историй про Кука утверждает, что, обнаружив заминку в отношениях с поставщиками, он отправил подчиненного в Китай прямо с совещания, без единой смены белья. Другой свидетель раскрывает присущую новому директору тактику мягкого постоянного давления: «Он задаст вам 10 вопросов, и если вы ответите на них верно, он задаст еще 10. Будете отвечать без запинки достаточно долго, и он снизит количество вопросов до 9. Ошибетесь, и он начнет задавать по 20-30 вопросов». И все это спокойным тоном, не повышая голоса — но тем сильнее эффект.

А вот теперь, когда с формальным представлением закончено, необходимо задаться более существенными вопросами. Например, «Какие последствия это несет для рядовых фанатов?». Или же «Чем теперь CEO является для компании Apple?».

С первым вопросом, кстати, ситуация презабавная — с той стороны, которую западная пресса обсуждать не слишком вольна. Как известно, Тим Кук представляет собой нечто, что в приличном британском обществе столетней давности скромно называли «убежденный холостяк». И, как известно, именно по данному пункту чаще всего троллят фанбоев Apple (на заметку — это далеко не единственный тип фанбоев). Говорят, что совет директоров настойчиво убеждает Кука совершить то, что называется «come out», — публичное признание в пристрастиях, но вот как это отразится на настроениях рядовых владельцев iPhone где-нибудь в Индии или Саудовской Аравии — даже думать не хочется.

А вот второй вопрос потоньше. Когда разнообразные издания изводили по многу полос, анализируя шансы разных кандидатов на пост CEO Apple, главным аргументом против кандидатуры Кука было несколько необычное для «убежденных холостяков» обвинение в отсутствии яркой натуры, позволяющей достойно представлять компанию во время громких анонсов очередной вундервафли. Это обвинение подтверждается анонимными отзывами подчиненных Кука, приведенными выше.

В настоящее время эту роль (с переменным успехом) выполняет вице-президент по маркетингу Фил Шиллер, однако у очень многих постоянных зрителей анонсы в его исполнении вызывают тоску нежно-салатового оттенка. Остальные члены «дрим тим» тоже не могут не то что затмить в этой роли Джобса, но даже просто приблизиться к нему. Другое дело, что и сам Джобс в последнее время был «не торт» — до незабываемых похорон Mac OS 9 его представлениям конца 2000-х было явно далековато.

Сторонние комментаторы часто забывают о том, что Apple Inc. — это не «корпорация добра», и даже не «империя зла», а просто бизнес. И логика его развития, какой она видится боссам в их волшебный перископ, может подразумевать на определенных этапах резкий, «внезапный» отказ от каких-то привычных элементов — не от презентаций как таковых, но от какого-то особенного настроения и тона.

Ожесточенно обороняющимся на форумах яблозащитникам небольшое снижение накала пафоса только на руку — позиции станут прочнее, когда пафосные обещания светлого будущего по цене $199 (при условии заключения двухгодичного контракта) плавно сменятся на что-то более осмысленное и приземленное. Все эти «remarkable, outstanding, incredible, awesome и magic» полностью не исчезнут, но, по крайней мере, сократятся до менее абсурдной концентрации — тонким индикатором спонтанного безумия служит появление вот таких видео:



Проще говоря, люди подустали от одного и того же номера, постепенно скатившегося в фарс, — новые исполнители точно не смогут вернуть интерес публики. Значит, компании пора найти новый стиль, возможно, не менее самоуверенный. Действительно, несмотря на ожесточенное противостояние и постоянные судебные стычки, дела у Apple постоянно прут в гору — 3DNews достаточно регулярно информирует читателей об этом, и нужды повторяться нет. С захватом рынка планшетов (которые, как известно, будущие персональные компьютеры) у многих могло сложиться впечатление, что для Apple наступила своеобразная версия фукуямовского «конца истории». Из пепла восстали, публику довели до множественных, дракона победили — и даже не одного. В такой ситуации главной задачей нового менеджмента становится не разбазарить все полимеры и как можно дольше поддерживать статус-кво, пока внутри компании зреет что-то очередное зловеще-революционное.

Есть и еще одна точка зрения, в свете которой ситуация выглядит вовсе не так радужно. Умеренные ненавистники списывают все успехи компании на сочетание секретных программ спецслужб по массовой трепанации черепов населению и так называемого «поля искажения реальности Стива Джобса». С отходом Джобса от дел влияние поля начнет постепенно ослабевать, оковы — спадать, глаза — открываться, а вновь прочищенные мозги — обалдевать от количества накупленных бессмысленных погремушек. И это будет идеальный момент для нового техночерта выскочить из табакерки и взять нас всех тепленькими.

P.S. от Сергея Вильянова:

В конце 2010-го, работая над статьей «Год под знаком Apple», я пытался представить — какой будет Apple после ухода Стива Джобса. Тогда еще не было объявлено о больничном, закончившемся отставкой, но, как верно заметил Антон, после трех тяжелейших операций за пять лет трудно сохранить богатырское здоровье, и поэтому чего-то подобного ждали многие. Желающие могут освежить в памяти всю статью целиком, а остальным напомню, что стиль руководства Джобса в лучшие годы был даже не авторитарным, а попросту диктаторским. Нас приучили, что диктатура — это плохо, но в данном случае она позволяла избегать уймы бюрократических проволочек и создавать продукты в том виде, какими их видел неутомимый гений Джобса.

Теперь же, когда гений-диктатор уходит, в компании непременно поднимут голову эффективные менеджеры. Станет ли Кук альфа-менеджером калибра Джобса, способным своевременно прекращать игрища в bullshit-бинго? Или, как и у коллег по бизнесу, гениальные озарения начнут тонуть в бесконечных заседаниях и брейн-штурмах? Мы узнаем об этом года через два, когда аура Джобса ослабнет, а наработки, сделанные им после кратковременного, к сожалению, периода ремиссии после пересадки печени, окажутся исчерпанными.

К сожалению, в истории найдется немного примеров, когда наследники смогли развить и улучшить идеи ушедшего на покой творца. В лучшем случае они начинают делать что-то свое, а в худшем — поддерживают формальные признаки прошлого без понимания их сущностного наполнения, что гарантированно приводит к краху. Дорогая Apple, обмани, пожалуйста, историю, эффективных менеджеров, и пусть высокобюджетная сказка продолжается!

А вообще, говорят, у Стива Джобса со здоровьем все в полном порядке и из Apple он ушел только для того, чтобы поиграть пару лет в махачкалинском «Анжи»…