-- Модель потребления телевизионного контента отличается от модели поведения интернет-пользователей. Сольются ли интернет и телевидение в одну систему, или останутся отдельными средствами коммуникаций?
Телевизор – это диванное потребление в расслабленном состоянии для развлечения. Должен учитываться фактор лени зрителей. Но если вы посмотрите на историю развития новых сервисов, то увидите движение в ту же сторону, при котором интерактивность приближается к простому потреблению, когда двух- трехлетний ребенок уже может пользоваться мультитачем и легко привыкает к интерфейсу новых смартфонов и планшетников. Телевизор тоже превратится в умный компьютер с обратным каналом связи, который будет адаптирован к «диванной» модели потребления.
Я не верю в то, что телевизор будут использовать для серфинга в интернете, но уже сейчас крупные вендоры телевизоров имеют свои программы распространения контента, адаптированные под достаточно простое потребление. В 2011 году 90% телевизоров будет выпускаться с возможностью подключения к интернету. В ближайшее время парк телевизоров сменится на интерактивные устройства, которые позволят не только принимать, но и отдавать от потребителя информацию о том, что он любит смотреть, какими он сервисами пользуется. Благодаря этому для конечного пользователя будет формироваться персональный плей-лист, который релевантен его интересам. В течение двух-трех лет потребление телевизионного контента станет более интерактивным и умным. Не зря LG называет эту концепцию Smart-TV (умное телевидение).
-- Такое понятие как телеканал останется, или пользователю будет доступен набор телепередач, фильмов, из которых сформируются плей-листы?
Скорее всего, зритель не будет формировать сам плей-лист. На основе информации, полученной от его телевизора, с учетом интересов конкретного зрителя и модели его поведения, индивидуальный телеканал будет формироваться кем-то другим. В телевизор войдет и социальная составляющая. Выбирая фильм, мы часто используем рекомендации друзей и знакомых. Сейчас уже формируются такие сервисы, которые позволяют строить плей-листы на основе рекомендаций друзей, или на основе рекомендаций каких-то гуру в конкретной области. Но в результате пользователь так же, как и сейчас, сядет на диван, и запустит просмотр сформированного плей-листа. Какие-то сложные телодвижения, направленные на поиск контента, не совсем приемлемы для расслабленного потребления, и такого, скорее всего, не будет.
Формировать плей-листы будут специальные сервисы, удобные для интерактивного потребления. На Западе этот рынок достиг уже достаточно большого проникновения. Например, в США услугой Video on Demand с помощью телевизора и интернета пользуется уже 20% населения. Услуга переходит из инновационного в массовый сектор, это миллионы потребителей. Все это придет к нам, в ближайшее время нас ждет эпоха нового развития телевидения.